Министр иностранных дел России Сергей Лавров 20–21 июня посетит Саудовскую Аравию. «Министр иностранных дел Сергей Лавров нанесет визит в Джидду, Саудовская Аравия, по приглашению министра иностранных дел этой страны. Будут проведены переговоры с представителями саудовского руководства. В ходе предстоящих контактов будут обсуждаться наиболее горячие темы региональной повестки дня – это и Сирия, и ситуация вокруг этой страны, и положение дел в Ираке», — заявил накануне официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
Переговоры могут оказаться непростыми, так как сирийский вопрос самый болезненный в отношениях Москвы и Эр-Рияда, который неоднократно призывал к немедленной отставке Башара Асада.
Кроме этого Саудовская Аравия выступает против любого участия Ирана в урегулировании сирийского кризиса.
В июле прошлого года в Москву приезжал глава совета национальной безопасности (СНБ) Саудовской Аравии Бандар бин Султан. Тогда кардинально разные позиции по сирийскому вопросу обсуждались в Кремле. В обмен на отказ от поддержки Асада бин Султан пообещал Владимиру Путину не только сотрудничество на мировом рынке энергоносителей, но и сохранение морской базы Тартус в Сирии.
Саудиты также намеревались приобрести у России большую партию оружия на сумму $15 млрд, однако, как сообщали западные издания со ссылкой на свои источники, соглашения достигнуть не удалось.
А в конце 2013 года помощник президента РФ Юрий Ушаков заявил, что король Саудовской Аравии Абдулла в телефонном разговоре с Владимиром Путиным выразил готовность содействовать проведению международной конференции по Сирии «Женева-2». Однако саудовские власти практически сразу это заявление опровергли: «Саудовская Аравия продолжает придерживаться своей прочной позиции по отношению к сирийскому кризису».
По словам ближневосточного аналитика Теодора Карасика из центра INEGMA в Дубае, приезд Лаврова в Саудовскую Аравию происходит в ключевой момент активных боевых действий со стороны «Исламского государства Ирака и Леванта (организация запрещена в России)» (ИГИЛ), суннитской джихадистской организации, в которой участвуют и граждане Саудовской Аравии. «Российские интерес заключается в том, чтобы добиться помощи Саудовской Аравии в умиротворении ИГИЛ, а также добиться объединения усилий в этом вопросе стран Персидского залива», — считает Карасик.
«Ни Россия, ни Саудовская Аравия не хотят иметь в районе Леванта два несостоявшихся государства», — полагает эксперт.
Карасик также отмечает, что для Лаврова важно услышать, что думает руководство Саудовской Аравии по поводу развития ситуации в Ираке в связи с возможным уходом со своего поста Нура Малики.
После радикализации ситуации в Ираке, где боевики ИГИЛ завладели крупными городами страны и ведут наступление на Багдад, США начали выражать недовольство Малики и открыто требуют его ухода. В четверг об этом еще раз сообщило издание Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленных представителей администрации США.
Саудовская Аравия многие годы была главным политическим союзником США на Ближнем Востоке, однако в последнее время отношения двух стран ухудшились из-за ситуации в Египте, где США поддерживали демократически избранного президента Мухаммеда Мурси, представлявшего исламистскую организацию «Братья-мусульмане» (организация запрещена в России), а Саудовская Аравия, видящая в «Братьях» угрозу своему режиму, оказала поддержку генералу Абделю Фаттаху ас-Сиси. В Египте ранее заявили, что Саудовская Аравия собирается оплачивать поставки для Египта российского оружия. По мнению Карасика, Москва пытается сблизиться с Эр-Риядом, используя ухудшение отношений между Саудовской Аравией и США.
Вторая причина трений — как раз ситуация в Сирии, где Эр-Рияд ждал от Вашингтона более активной борьбы против режима Асада, вплоть до прямой интервенции, но в итоге Обама отказался от военного сценария, чем вызвал гнев Эр-Рияда. Прошлой осенью Саудовская Аравия демонстративно отказалась от временного членства в ООН, обвинив эту организацию в неэффективности.
Примечательно, что в конце марта в Саудовской Аравии побывал президент США Барак Обама — как сообщали тогда международные наблюдатели, с целью заручиться поддержкой Эр-Рияда по поводу сирийского вопроса. «Эта встреча поможет укрепить один из наших самых тесных контактов в регионе и построить прочные связи между США и Саудовской Аравией в военной и экономической сфере, а также в области безопасности», — заявил тогда представитель совета национальной безопасности Бернадетт Михан. А The Los Angeles Times назвала тогда этот визит инвестицией в отношения США и Ближнего Востока. Однако никаких подвижек, по крайней мере оглашенных публично, тогда достигнуто не было.