Во вторник в Санкт-Петербурге пройдет четвертая по счету неформальная встреча министров иностранных дел России, Германии и Польши.
Первые переговоры глав внешнеполитических ведомств трех стран в таком формате прошли еще в 2011 году в Калининграде. Весной 2012 года германо-польско-российскую министерскую встречу принимал Берлин, а в мае прошлого года – Варшава. Как ранее сообщил официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Александр Лукашевич, в Петербурге Сергей Лавров, Франк Вальтер Штайнмайер и Радослав Сикорский обменяются мнениями о реализации различных направлений и проектов трехстороннего сотрудничества, а также определят вектор дальнейшего взаимодействия стран в данном формате.
Однако основное внимание будет уделено урегулированию внутриполитического кризиса на Украине.
За три дня до встречи Штайнмайер в интервью газете Der Tagesspiegel заявил, что разрешить ситуацию на востоке Украины способны только «основательные переговоры между Москвой и Киевом».
«Реальный прогресс может быть достигнут только путем прямых, всеобъемлющих переговоров между Москвой и Киевом. Именно это мы (вместе с Сикорским. – «Газета.Ru») хотим донести до главы российского МИДа Сергея Лаврова, когда будем встречаться с ним во вторник в Санкт-Петербурге», – заявил немецкий дипломат, пояснив, что надежду на разрешение конфликта дала беседа в Нормандии нового президента Украины Петра Порошенко и президента России Владимира Путина.
То, что на первом месте в переговорах министров будет обсуждение ситуации на Украине, подтвердил накануне и посол Польши в России Войцех Зайончковский.
А вот сам Сикорский всего за пару дней до встречи со своим российским партнером сделал ряд довольно резких заявлений в адрес Москвы, которые могут серьезно осложнить двусторонние отношения.
«Путин считает это (демократизацию Украины) угрозой для основ своей власти в России. Если Украина станет европейской и будет иметь конкурентную экономику, то это будет опасный прецедент для самих россиян, поскольку они тогда могут признать, что эта система является лучше той, в которой они живут», – заявил 7 июня польский дипломат во Вроцлаве.
«По моему мнению, Россия выступает против соглашения об ассоциации с ЕС не потому, что не понимает его, а, наоборот, потому, что очень хорошо его понимает. Путин знает, что после его подписания Украина вместо того, чтобы быть субъектом российского права, станет субъектом европейского права», – подчеркнул Сикорский.
Кроме того, глава МИД Польши призвал РФ не вступать в конфронтацию с Западом, так как «НАТО в 16 раз сильнее».
«Сикорский заявил, что конфронтацию с Западом Россия проиграет, так как НАТО в 16 раз сильнее. Звучит как угроза перед переговорами в Санкт-Петербурге», – написал в своем аккаунте в Twitter глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.
Ранее в интервью «Газете.Ru» экс-премьер Польши, бывший глава Европарламента Ежи Бузек, неоднократно бывавший на Майдане, отмечал особый интерес Варшавы к ситуации на Украине: «Украинцы – это следующая после поляков нация, относящаяся с большим энтузиазмом к Европейскому союзу.
Мы поддерживаем их желание вступить в ассоциацию в ЕС потому, что нам это членство дало так много. Мы также связаны общей культурой и историей».
«Польша – неудобный партнер, жесткий, но способный в среднесрочной перспективе свою точку зрения приспосабливать к реалиям, – говорит руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов. – В договоре о «большой коалиции» (между партиями, сформировавшими новое немецкое правительство. – «Газета.Ru»), который был подписан в декабре прошлого года, в разделе, посвященном России, прямо говорится, что германо-российские отношения не могут развиваться без трехстороннего диалога Россия – Германия – Польша. Поэтому эта встреча важна с точки зрения выстраивания восточного вектора внешней политики Германии и Евросоюза в целом, вне зависимости от того, насколько жесткую позицию занимает Польша по отношению к России. Данный формат позволяет уточнить позиции сторон».
Германия в этом случае может выступить в роли посредника. Достичь каких-то конкретных договоренностей на переговорах получится вряд ли, а вот сгладить углы между Россией и Польшей Штайнмайер попытается.
«Эта встреча будет абсолютно не прорывной, но, может быть, будет способствовать большей взвешенности в польской позиции. Чем чаще будут проходить встречи на таком уровне, тем вероятнее, что Польша будет встраиваться в те перемены, которые происходят после выборов украинского президента», – полагает эксперт.
«Польская история успеха – это скорее фантазии западноевропейских либералов, которые сейчас утверждают, что Польша может стать катализатором реформ в Восточной Европе… Для этого был выдвинут один человек – Радослав Сикорский, министр иностранных дел Польши. Сикорский был представлен как мистер Совершенство из Варшавы и человек, который может спасти Европу. Но это звучит чрезмерно оптимистично», — считает польский журналист Ола Циховлас.