Арест Орсони связан со злоупотреблениями при строительстве мобильной дамбы «Моисей», которая должна защитить венецианскую лагуну от наводнений, вызванных потоками воды из Адриатического моря. Вторая причина — постепенное, но непрекращающееся затопление города.
О дамбе задумались еще в начале 1970-х годов, но строительство стоимостью $7 млрд началось только в 2003 году во времена правления премьера Сильвио Берлускони — горячего сторонника проекта. Он лично приезжал в Венецию на закладку первого камня.
Проект был назван в честь библейского пророка, перед которым расступились воды Красного моря.
Известный в прошлом юрист Орсони не уставал пиарить проект. В частности, в июле прошлого года в ходе визита в Санкт-Петербург он приглашал своего коллегу Георгия Полтавченко понаблюдать за ходом строительства. Тогда же две морские столицы стали побратимами.
В отличие от предшественников Орсони был горячим сторонником строительства. И, как утверждает следствие, не только из желания спасти город, но и по сугубо личным мотивам.
Обвинение градоначальнику пока не предъявлено, однако, по данным итальянской прессы, мэр участвовал в финансовых махинациях. Деньги, вложенные в строительство, уходили на иностранные банковские счета, а также использовались для финансирования политических партий.
Сам мэр помещен под домашний арест по подозрению в коррупции, вымогательстве и отмывании денежных средств. Его адвокаты утверждают, что в обвинения «трудно поверить», и призывают не порочить репутацию «всеми уважаемого человека».
Вместе с мэром, как сообщило издание Messangero со ссылкой на итальянскую прокуратуру, был арестован руководитель отдела городской инфраструктуры Ренато Чиссо. Тот тесно связан с компанией «Мантовани», которая участвовала в возведении дамбы. Кроме мэра и строительных боссов уголовное преследование ждет и Жанкарло Галана, бывшего губернатора региона Венето и министра сельского хозяйства в кабинете Сильвио Берлускони, заявили в прокуратуре Венеции.
На сегодняшний день 80% строительства уже завершено, а полностью проект должен быть готов к 2016 году. Сроки строительства неоднократно переносились из-за недостатка финансирования. Считалось, что причина тому экономический кризис. Теперь же прокуратура выяснила, что строительные компании потратили более 20 млн евро на дачу взяток должностным лицам, которые без этого не спешили выдавать необходимые разрешения.
Помимо экономических сложностей и, возможно, недобросовестности чиновников регулярно возникали и политические проблемы.
Как пишет в своей книге «Венеция — экологическая жемчужина?» Доминик Стандиш, «помимо существенного недостатка средств, дополнительные препятствия создавала политическая оппозиция». Итальянские «зеленые» предпринимали регулярные попытки заморозить строительство, мотивируя это экологическими причинами. Наконец, проект вызывал критику части горожан, полагавших, что дамба является напрасной тратой денег и не сможет функционировать.
Стоит отметить, что регион Венето, столицей которого является Венеция, — один из самых богатых в Италии благодаря потоку туристов, приезжающих полюбоваться городом на воде.
В марте в провинции был проведен своеобразный «народный референдум» — неформальное интернет-голосование, организованное сторонниками независимости, в ходе которого почти 90% высказались за отделение от Италии.
Всего в голосовании приняли участие 63,2% жителей региона, и это значит, что независимость поддерживает более половины граждан.
Желание отделиться от Италии венецианцы объясняют стремлением жить самостоятельно, не взваливая на себя экономические проблемы Италии.
Официальный Рим заявил, что референдум не имеет юридической силы. Интересно, что арестованный мэр Орсони тоже выступал против референдума. И объяснял это как раз тем, что строительство «Моисея» финансируется из итальянской казны.