Как сообщает издание, АНБ перехватывает «миллионы изображений в день», среди которых около 55 тысяч фотографий, пригодных для распознавания. Это «огромный неиспользованный потенциал», говорится в документах от 2011 года, полученных от бывшего сотрудника АНБ Эдварда Сноудена, который позже сбежал в Россию.
Программное обеспечение постоянно совершенствуется, хотя уже сейчас оно способно обрабатывать потоки изображений из электронной почты, мобильных сообщений, социальных сетей, видеоконференций и прочих каналов.
Таким образом, теперь любой цифровой след — переписка, фото — идут в копилку аналитиков АНБ и добавляются к традиционным базам: отпечаткам пальцев, письмам, прослушкам, биографической и биометрической информации.
Неизвестно, сколько именно человек попали под действие новой системы, однако понятно, что ни федеральные законы о частной жизни, ни национальные законы о слежке никак не защищают личные изображения граждан, пишет NYT.
АНБ неоднократно обвиняли в нарушении неприкосновенности частной жизни. Новая волна критики поднялась после скандальных разоблачений Эдварда Сноудена: стало известно, что помимо массовых прослушек, чтения личной переписки рядовых американцев, спецслужбы следили за международными организациями.
В мае 2014 года немецкое издание Die Presse со ссылкой на документы Сноудена, сообщило, что разведка прослушивала ОБСЕ и контролировали компьютерную сеть ОПЕК с помощью программы-трояна. В документах также говорилось, что в 2009 году АНБ запустило программу MYSTIC, которая позволяет записывать и хранить в течение месяца любые телефонные переговоры по всей стране.
Помимо этого, велась слежка за главами 35 государств.
Из-за обеспокоенности американцев насчет проникновения спецслужб в частную жизнь палата представителей Конгресса США весной 2014 года разработала законопроект, который обязывает АНБ иметь постановление суда для проведения подобных операций.
Однако критики сочли закон компромиссным вариантом и опасаются продолжения бесконтрольной слежки спецслужб за гражданами. Google и Facebook отказались поддержать конечный вариант документа, пояснив, что законопроект по-прежнему допускает массовый сбор интернет данных.
Главный редактор сайта Agentura.ru Андрей Солдатов рассказал «Газете.Ru», что «идея создать подобную базу данных популярна в МВД и ФСБ».
«Собирают такие базы, например, на футбольных фанатов. На матче фанаты проходят через рамки, у камер — технология face recognition (распознавания лиц). Изображения сверяются с базами данных, не только выявляют подозрительных лиц, но и обновляют фототеку», - говорит эксперт.
«Был подобный пилотный проект на нескольких станциях в московском метро. На московских вокзалах такие камеры уже имеются», — отметил он.
Идея фиксации и распознавания фото- и видеообразов популярна во многих странах мира, рассуждает Солдатов. Но если где-то это вызывает озабоченность правозащитников, в России активных дебатов по этому поводу не слышно. «У нас в стране базы данных регулярно «сливаются» на рынок, и с личной информацией может ознакомиться любой желающий», — отмечает он.