Недовольство растущей эмиграцией и экономическими проблемами обеспечивает все повышающийся интерес избирателей к ультраправым партиям, лидеры которых пытаются стать альтернативой традиционным политическим силам.
Активные выступления против курса социалистов уже помогли лидеру французской крайне правой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен добиться успехов на недавних муниципальных выборах во Франции.
Ле Пен предрекают успех и на выборах в Европарламент, несмотря на то что ее главный лозунг: «Нет Брюсселю, да — Франции». «Европейский союз не дает нам никакой возможности для экономического патриотизма», — заявляла она во время своей предвыборной кампании. Политик также выступает за протекционизм для французских производителей и ограничение эмиграции.
Основатель «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пен накануне выборов сослужил дочери плохую службу.
Выступая на одном из партийных мероприятий в Марселе, 85-летний Ле Пен сказал, что смертельный вирус Эбола мог бы в течение трех месяцев решить проблему с демографическим взрывом в мире.
Европейские СМИ отмечают, что эти высказывания отразились не только на его дочери, но и на ее политическом партнере по выборам в Европарламент, голландском правоконсерваторе Герте Вилдерсе. Он возглавляет Партию свободы, которая объединилась с «Национальным фронтом», чтобы противостоять влиянию Брюсселя.
Партия свободы, которая стоит на принципах голландского национализма, экономического либерализма и выступает за ассимиляцию уже проживающих в стране эмигрантов, — сильный партнер для «Национального фронта». У нее 24 места в Национальном парламенте Нидерландов.
Несмотря на популярность среди недовольных эмиграцией, она получила лишь 12% голосов — четвертое место у голландских избирателей, проголосовавших в четверг на выборах в Европарламент. Первые места заняли центристские проевропейские партии. Британское издание Guardian отмечает, что на избирателей вполне могли оказать резкие высказывания Ле Пена.
В выигрыше от поражения голландских националистов оказался британский правый популист Найджел Фарадж. Марин Ле Пен активно зазывала его Партию независимости Соединенного Королевства (UKIP) стать партнером по коалиции на выборах в Европарламент, однако он отказался. В одном из выступлений политик заявил, что за «Национальным фронтом» полно «ядовитого багажа», и упомянул скандальные высказывания Жан-Мари Ле Пена.
Сам Фарадж, выступающий за выход Великобритании из ЕС и называющий одной из главных проблем страны «эпидемию румынской преступности», сторонится явно расистских и антисемитских лозунгов. На фоне многих европейских правых националистов Фарадж пытается выглядеть более респектабельным. В прошлом он был членом Консервативной партии, однако покинул ее в 1993 году после подписания Маастрихтских соглашений — предтечи современного Евросоюза.
В настоящее время у партии Фараджа десять мест в Европарламенте. В случае если она сможет еще больше увеличить свое присутствие, это существенно укрепит фракцию евроскептиков «Европа за свободу и демократию» (EFD). Пока в ней 35 депутатов, причем десять из них представляют как из UKIP. За ней следует итальянская правонационалистическая «Лига Севера» — она тоже участвует в нынешних выборах. Все остальные места во фракции у ультраправых политиков-маргиналов, которые серьезного влияния на политическую жизнь не оказывают.
Успеха на этих европейских выборах пытается добиться и венгерская ультраправая партия «Движение за лучшую Венгрию» («Йоббик»). Она не входит в коалицию евроскептиков, хотя имеет в Европарламенте трех депутатов. Лидеры партии неоднократно выступали с антисемитскими и расистскими лозунгами, что не помешало ей добиться серьезного успеха на апрельских выборах в парламент Венгрии и сформировать третью по величине фракцию в парламенте страны.
Правда, помешать партийному успеху может скандал, связанный с одним из членов Европарламента от «Йоббика» Белы Ковача. Его обвиняют в том, что он состоит на довольствии у Москвы и занимается шпионской деятельностью в пользу России. Статья на эту тему появилась в проправительственном издании «Мадьяр немзет» («Венгерская нация») накануне выборов. Сам Ковач отрицает эти обвинения, которые могут стоить ему восьми лет лишения свободы. Прокуратура страны подтверждает, что расследование в отношении политика ведется.
В Европарламент рвется и ультраправая греческая партия «Золотая заря». Несмотря на то что один из ее лидеров находится в тюрьме по обвинению в создании преступной группы, партия может получить 7–11% голосов греческих избирателей на выборах в ЕС.
Опросы общественного мнения показывают, что скандалы вокруг отдельных одиозных политиков не помешают правым националистам и евроскептикам увеличить свое присутствие в Европейском парламенте. В январе этого года журнал Economist отметил в своих исследованиях, что эти политические силы смогут получить от 16 до 25% голосов избирателей.
В то же время заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин полагает, что рост поддержки подобных партий не «изменит европейского политического ландшафта»:
«За ними как за деструктивной силой все внимательно наблюдают, но все-таки контроль принятия решений в Европарламенте останется за центристами — правым и левым центром. Они же представляют главных кандидатов на позицию главы Еврокомиссии», — говорит эксперт.