Сегодняшние тори и лейбористы валят в кучу этнические меньшинства, не признавая существующие между ними различия. К такому выводу пришел Риши Сунак — соавтор 100-страничного «Справочника по различиям для политических классов».
Доклад фиксирует постепенный рост доли этнических меньшинств. Все большее число детей от межрасовых браков в конченом счете коренным образом изменит политический ландшафт Великобритании.
Левоцентристские эксперты из Runnymede Trust подсчитали, что к 2051 году не-белое население Британии составит 20 млн, то есть 29,7% от всей страны.
В настоящее время 8 млн человек (14% населения Великобритании) принадлежат к этническим меньшинствам. Самыми большими группами являются индийская, пакистанская, черная африканская, черные уроженцы Карибского бассейна и Бангладеша.
При этом у меньшинств разные социокультурные приоритеты. К примеру, среди индейцев и чернокожих африканцев в Соединенном Королевстве в два раза больше атеистов, нежели среди остальных этнических меньшинств.14,8% черных африканцев страдают от безработицы в два раза выше средних показателей по стране. Среди индийцев показатели безработицы ближе к средним по стране — 8,1%.
Еще одно различие: если черные африканцы подобно белым согражданам живут небольшими семьями, то, к примеру, пакистанцы и уроженцы Бангладеш селятся кланами.
«Этнические меньшинства не являются однородной политической группой, — поясняет Сунак. — Политики всех партий должны четко осознавать, что и какую общину волнует: от вопросов образования до занятости, от трудностей с жильем до доверия к полиции».
Исследовательский центр Policy Exchange, представивший доклад, был основан нынешними министрами-тори Майклом Гоувом, Ником Боулсом и Фрэнсисом Модом. Правые стратеги сигнализируют о новом серьезном вызове для партии: результаты политики консерваторов в отношении меньшинств неутешительны. На выборах в 2010 году консерваторы завоевали только 16%, а либерал-демократы — 14% голосов представителей пяти крупнейших диаспор. Это против 68% у лейбористов.
Майкл Эшкрофт, идеолог прошедшей избирательной кампании консерваторов, констатирует, что «просчеты партии в работе с избирателями из числа этнических меньшинств приводят к потере мест в парламенте».
В свою очередь, источник Guardian в Лейбористской партии полагает, что эти цифры ясно дают понять, что пора кончать с примитивным отношением к меньшинствам в стиле «сдавайте обувь и идите в мечеть».
«Давно прошли те времена, когда можно было свалить меньшинства в одну кучу и говорить исключительно с так называемыми лидерами общин, — отмечает Дэвид Лэмми, член парламента от лондонского района Тоттенхэм, и сам чернокожий. — Партиям придется работать больше, выдвигать новых кандидатов, реально близких к проблеме».
Сегодня этнические меньшинства представлены в парламенте только 4,2% депутатов британского парламента. У лейбористов их 16 человек, у конерваторов — 11, у либерал-демократов их нет вовсе.
Призыв внимательно относиться к меньшинствам от правых и левых контрастирует с радикальной риторикой отдельных националистических политиков.
К примеру, кандидат от евроскептиков и популистов-националистов из Партии независимости Соединенного Королевства Уильям Хенвуд заявил BBC: «Если черные приезжают в эту страну и не хотят смешиваться с белыми, зачем они здесь? Если они хотят видеть вокруг чернокожих, пусть едут в черную страну».
А другой член скандальной партии, Гарри Перри, в своем твиттере описал премьер-министра Дэвида Кэмерона как «психа, любящего геев», назвал мусульман «детьми дьявола» и сказал, что «гомосексуализм — мерзость перед Богом».
Несмотря на то что большинство британцев считают партию расистской, по соцопросам она может получить до трети голосов на предстоящих выборах в Европарламент. Причина тому — негативное отношение британцев к Евросоюзу, вполне соответствующее программе Партии независимости, которая надеется «развалить ЕС изнутри».
Впрочем, работать с меньшинствами в будущем, скорее всего, придется даже ей. По крайней мере если она реально рассчитывает усилить собственные позиции. Прошлогоднее исследование защитников прав меньшинств из организации «Операция черный голос» свидетельствует о том, что число мест, где голоса черных и азиатских избирателей могли решить исход голосования, выросло на 70% по сравнению с выборами в 2010 году. И большинство цветных жителей Королевства идентифицируют себя в первую очередь как британцев, то есть они готовы к активному участию в системной политике.