Все дело в тонкостях международного права. Так, например, в ЕС исключительным правом на въезд обладают лица, приглашенные по линии международных правительственных организаций, к примеру МВФ или Интерпола.
Сложнее тем, кого позвали международные неправительственные организации. Им визы делают опционально, но у россиян и тут проблем пока особенно не возникало.
К примеру, Европа пошла навстречу российским чиновникам в середине апреля. Тогда на мероприятия в Париже, посвященные столетию начала Первой мировой войны и 60-летию вступления СССР в ЮНЕСКО, удалось съездить спикеру Госдумы Сергею Нарышкину и депутату Леониду Слуцкому. Хотя еще в марте оба попали в санкционные списки ЕС за действия России в Крыму.
Кроме того, государство, входящее в Европейский союз, обязано принять участника черного списка, если он участвует в международной конференции под эгидой ООН. Также лазейкой могут стать привилегии и специальный иммунитет в рамках многосторонних соглашений, к примеру у работников ООН или судей ЕСПЧ.
Другим вариантом приехать в страну для персоны нон грата может стать двойное гражданство, поскольку ЕС не может запретить въезд собственному гражданину. По законам Евросоюза, исключение могут составить и для экстренных гуманитарных нужд, например лечения в западных клиниках.
Для выдачи исключительного права на въезд принимающему государству Европейского союза надо заранее уведомить Совет ЕС о своем желании. В случае возражений отдельных стран решение по визе принимается большинством голосов в совете.
На вопросы «Газеты.Ru» о реальном положении дел с въездом в западные страны чиновников, попавших под санкции, председатель комитета Думы по международным делам Алексей Пушков (присутствует в американском черном списке) и его зам Леонид Калашников отвечать отказались.
Про то, как реально действуют санкции, «Газета.Ru» спросила у своего собкора в Минске Дениса Лавникевича. Белоруссия имеет богатую историю американских и европейских санкций, а посла США из страны выслали еще в 1996 году.
– Те люди, против которых введены санкции в Белоруссии, и так не имеют необходимости ездить в европейские страны и Америку, а в Россию им ездить никто не запрещает. Но при необходимости они всегда могут обойти визовые барьеры и съездить в Европу. К примеру, президент Александр Лукашенко спокойно летал к папе Бенедикту XVI. Под санкции среди прочих попал глава администрации президента Владимир Макей. Лукашенко просто перевел его руководить МИДом, и Макей получил возможность ездить за границу.
При этом журналист уточнил: если фигурант санкционного списка поедет за границу по линии международной организации и отклонится от маршрута (положим, вместо конференции отправится на шопинг или просто загорать), ему грозит арест. Однако таких прецедентов до сих пор не было.
Визовые санкции распространяются и на бизнесменов.
И несмотря на них, по данным «Газеты.Ru», один из предпринимателей, входящих одновременно и в ближний круг президента Путина, и в «проскрипционный» список, недавно успешно съездил в Германию. И хотя, по собственному признанию, опасался проблем на границе, сложностей у него не возникло.
Очевидно, столь лояльное отношение ЕС к российским бизнесменам можно объяснить величиной двустороннего торгового оборота. К 2012 году он достиг 336,5 млрд евро, что, к примеру, в десять раз больше российско-американского.
А в американских списках среди прочих есть и «Волга Групп», которая управляет многочисленными активами Геннадия Тимченко. Ее пресс-секретарь Антон Куревин объяснил «Газете.Ru», что «никаких проблем с передвижением (у бизнесмена) не возникало и, надеемся, не будет возникать». Сам график путешествий Тимченко, обладающего гражданством Финляндии и России и статусом налогового резидента Швейцарии, сместился на Восток. Бизнесмен возглавил межгосударственный Российско-Китайский деловой совет вместо Бориса Титова из «Деловой России».
Как сообщил источник в окружении Тимченко, в США нефтетрейдер был один раз в 1990-х годах и «ему там не особо понравилось».