На момент публикации материала с границы России и Украины поступали противоречивые и тревожные данные. Вслед за объявлением военных учений на границе (Россия приняла это решение после того, как весь четверг шли бои между пророссийскими ополченцами и армией Украины в Славянске) местные жители начали сообщать, что российская бронетехника колоннами направляется в сторону границы и, возможно, готова пересечь ее.
Генерал-лейтенант запаса, старший вице-президент ПИР-центра (Центр политических исследований России) Евгений Бужинский отметил, что это может стать ключевым моментом.
«Пока войска не пересекли государственную границу, это не война», — отметил он.
Бужинский полагает, что Россия не будет использовать спецподразделения, как было перед крымским референдумом. Также он сомневается в возможности прямой военной помощи пророссийским сепаратистам. «Кому поставлять оружие, если у них нет четкой военной или полувоенной структуры? Формирования активистов разрознены и состоят из плохо вооруженных гражданских лиц», — полагает эксперт.
По мнению Бужинского, в ситуации сейчас фактически невозможно разобраться со стороны, полностью доверять нельзя ни СМИ, ни официальным ведомствам всех сторон: идет информационная война. «Очень тяжело объективно оценивать ситуацию, но я думаю, что до войны не дойдет. Это самый катастрофический сценарий, если Россия будет воевать с Украиной. В Крыму события развивались совсем по-другому: там не было никакого сопротивления, все было мирно, быстро и тихо, 90% населения поддержало присоединение. Не знаю, есть ли у России какая-то «красная черта» по военному вмешательству, это определяет президент», — сказал Бужинский.
В свою очередь, экс-главком сухопутных войск РФ генерал армии Владимир Болдырев считает, что «красной чертой» стала гибель ополченцев на юго-востоке.
«Если начнут убивать в Славянске и Донецке, будут приняты меры», — говорит он. И добавляет, что украинская армия не готова к войне ни морально, ни физически.
«Я думаю, в принципе стычки отдельных (российских и украинских) спецотрядов возможны, но какие-то полномасштабные боевые действия крайне маловероятны, — считает Болдырев. — И с точки зрения отсутствия военной группировки со стороны Украины, и потому, что воевать им не за что. Не вижу того духа в армии Украины, который позволил бы им проливать кровь своего народа».
В крайнем случае, рассуждает генерал армии, российские войска могут блокировать регион и не подпустить украинскую армию с тем, чтобы пресечь кровопролитие в регионе. «Да, это уже будет военное вторжение в другое государство, — признает Болдырев. — Для этого и применяются войска, даже за рубежом. Мы не дадим кровопролитию произойти. Оградим государство от всех завихрений, которые могут перекинуться в Россию».
Боевые действия под Славянском шли на протяжении всего четверга.
Днем МВД Украины заявило, что «во время боевого столкновения до пяти террористов было уничтожено, со стороны участников АТО один боец получил ранения». Бои шли сразу на нескольких блокпостах, созданных местными жителями на подступах к городу. Тем временем российские и украинские представители делали заявления о недопустимости кровопролития, при этом Киев обращал их к действующим на юго-востоке террористам, а Москва осуждала преступные действия киевской власти.
«Если Киев действительно начал применять армию в Славянске, то это очень серьезное преступление против своего народа», — заявил в четверг Владимир Путин.
Спустя примерно два часа уже министр обороны России Сергей Шойгу объявил о начале военных учений.
«С сегодняшнего дня в приграничных с Украиной районах начались учения батальонных тактических групп общевойсковых соединений Южного и Западного военных округов, — пояснил он. — Войска отрабатывают вопросы совершения маршей своим ходом и развертывания для выполнения задач по предназначению».
По словам Шойгу, в силовой операции против мирных граждан на юго-востоке Украины действует группировка украинский войск численностью более 11 тыс. человек, полностью вооруженных автоматическим оружием.
К операции привлечены около 160 танков, более 230 БМП и БТР, не менее 150 орудий и минометов, большое количество авиации.
«Украинская армия небоеспособна в принципе — в том смысле, что не готова к ведению масштабных боевых действий, когда им противостоит современная армия. Но некорректно ограничивать количество участников только Россией и Украиной. «Красная черта» есть и для России, и для Запада, — полагает сопредседатель Ассоциации военных политологов Василий Белозеров. – Для Москвы «красная черта» — ущемление русскоязычных и пролившаяся кровь, и мы подошли вплотную к этой черте. Но сценарий военного конфликта с Украиной крайне нежелателен, и нельзя сказать, что такой масштабный вооруженный конфликт начнется. Ситуация не дойдет до нанесения взаимных ударов, поскольку еще есть в мире трезво мыслящие политические силы».
Однако полностью исключать военный сценарий нельзя, добавляет эксперт. Причиной этому высокое напряжение между сторонами, возможные провокации и «стремление руководства Украины решать внутриполитические конфликты с применением силы».