В этот день Алексея Навального ждали сразу в двух судах. В 9.30 Люблинский суд должен был вернуться к слушаниям по иску против оппозиционера со стороны вице-спикера Госдумы Сергея Неверова. Секретарь генсовета партии «Единая Россия» требует опровергнуть сведения, распространенные Навальным, о якобы незадекларированных доходах парламентария.
Уже в 11.00 Замоскворецкий суд Москвы начал рассмотрение уголовного дела в отношении Навального по обвинению в легализации денежных средств компании «Ив Роше».
Лишь около полудня Люблинский суд удовлетворил иск Неверова и обязал ответчика в течение десяти дней опубликовать в интернете опровержение.
Однако куда более важным обещало быть заседание в Замоскворецком суде.
Будучи предварительным слушанием по делу, оно проходило в закрытом для журналистов режиме, однако в ходе заседания должен был решиться вопрос о мере пресечения для Алексея Навального, и его домашний арест мог смениться на заключение под стражу.
К моменту начала заседания у здания собрались сторонники оппозиционера, а на обочине дороги выстроилась вереница автозаков на случай массовых задержаний.
Уже около 14 часов дня представители гособвинения и Федеральной службы исполнения наказаний разошлись во мнении.
Прокуратура просила меры пресечения оставить прежними, УФСИН высказала пожелание взять Навального А.А. под стражу, сообщалось в твиттере оппозиционного политика. По мнению ФСИН, Навальный нарушал условия домашнего ареста — осуществлял записи в социальной сети «ВКонтакте» и опубликовал статью в газете The New York Times.
Позже в твиттере Навального неожиданно появилась запись, что прокуратура изменила позицию и теперь также выступает за его арест.
Около половины третьего дня сторонники Навального сообщили, что судья удалилась в совещательную комнату для того, чтобы принять окончательное решение.
«Если кто не понял, вероятность того, что Алексей уедет в СИЗО через несколько минут, равна примерно 99%. И потом по-быстрому в колонию», — сообщил соратник Навального Леонид Волков.
Одной из претензий ФСИН к Навальному, которая легла в основу требований заключить его под стражу, стала интернет-деятельность оппозиционера, которая не прекратилась даже с его помещением под домашний арест и запретом пользоваться сетью. Аккаунты Навального в соцсетях перешли к «коллективному Навальному» — команде сторонников оппозиционера и его супруге Юлии.
Так, незадолго до заседания суда, во вторник, 22 апреля, по делу о клевете на муниципального депутата Алексея Лисовенко в блоге оппозиционера появились материалы, обозначенные как «доказывающие невиновность братьев Навальных». Они были написаны от лица самого Навального.
Однако сторонников оппозиционера ожидал приятный сюрприз.
Несмотря на единогласное мнение гособвинителя и представителя ФСИН, судья постановила оставить меру пресечения той же и продлить домашний арест оппозиционера на шесть месяцев. Это означает, что на протяжении всего процесса политик и блогер будет находится у себя дома без формальной возможности пользоваться интернетом.
В настоящий момент Алексей Навальный является фигурантом сразу нескольких уголовных дел, а по одному из них — делу о «Кировлесе» — уже приговорен к условному сроку. Это означает, что следующий обвинительный вердикт обернется для него реальным заключением и, вероятнее всего, длительным тюремным сроком.
Сторонники Навального, которые ранее уже выражали уверенность в том, что слушание окончится арестом, скептически отреагировали на решение суда.
«Ну ясно: на испуг берут. Угрожали тюрьмой, но все же оставили под домашним арестом. Главная цель всех этих судов — заткнуть Навальному рот», — написал в своем твиттере оппозиционер Илья Яшин.