Под поправки в ФЗ «О гражданстве» и целый ряд других законодательных актов попадают иностранцы и лица без гражданства, признанные носителями русского языка. Соответствие последнему пункту будет проверять специальная комиссия миграционной службы. Желающим получить российский паспорт по новым правилам надо иметь родственников по прямой восходящей линии, которые проживали на территории России, СССР или Российской империи.
Вдобавок нужно переехать на постоянное место жительства в Россию и отказаться от гражданства иностранного государства.
Все это снимает необходимость непрерывно жить в России пять лет на основании вида на жительство и подтверждать владение русским языком. Срок рассмотрения заявлений и принятия решений о приеме в гражданство России в упрощенном порядке сокращается с 6 до 3 месяцев.
На этот же срок сокращается рассмотрение заявлений о приеме в гражданство России участников госпрограммы по репатриации соотечественников за рубежом. Законопроектом предусматривается выдача вида на жительство сроком на три года без предварительного получения разрешения на временное проживание.
Вид на жительство аннулируется, если в течение двух лет после его получения иностранный гражданин не подал заявление о приеме в гражданство России.
Подобный законопроект власти обсуждали последние несколько лет. О том, что упрощение получения гражданства по резонансному законопроекту распространится на потомков подданных Российской империи (РИ), еще в 2013 году говорил глава комитета Госдумы по делам национальностей единоросс Гаджимет Сафаралиев.
«Закон будет способствовать сохранению русского мира. У нас населения и так немного — 145 миллионов. Это упрощенный вариант гражданства для людей, связанных историческими, духовными и родственными узами. Например, в России проживает огромное количество украинцев, и наоборот, — сказал во вторник депутат в разговоре с «Газетой.Ru». — Сегодня это способствует объединению и усилению восточноевропейских народов, русского народа в непростой ситуации... Закон усилит позиции страны и даст спокойствие гражданам, они будут чувствовать за собой мощную державу».
Сафаралиев убежден, что жители среднеазиатских республик вместо получения гражданства скорее будут работать в России по новой системе патентов.
Как выяснила «Газета.Ru», консолидировано выступила против поправок только «Справедливая Россия».
– КПРФ и ЛДПР проголосовали за. Закон открывает широкие двери для легализации нелегальных мигрантов. По оценкам ФМС, в РФ больше 11 млн мигрантов, еще множество может приехать и стать гражданами России. Это нарушит этнический, конфессиональный и политический баланс, - объяснил замруководителя фракции «эсеров» Михаил Емельянов. – Как говорил Данилевский «важно не количество граждан, а их лояльность государству».
Большинство приезжающих из Средней Азии лояльны своим государствам, а не РФ. Они не советские граждан и воспитаны в эпоху независимости национальных государств, где в школах представляют россиян как оккупантов. Отнюдь не с добрыми чувствами они приезжают в Россию. Получив право голосовать, они будут голосовать с точки зрения их государств.
Емельянов видит двойственность в российской миграционной политики.
Власть с одной стороны осознает опасность новых межнациональных конфликтов после волнений в Бирюлево и необходимость ограничения миграции, но с другой стороны либерализует миграционную политику. «Эсер» прогнозирует, что благодаря лобби, заинтресованному в натурализации мигрантов закон пройдет без особых поправок.
- Никаких шансов (на изменение закона) нет. Такому сложнейшему законопроекту на поправки дали всего два дня.
Закон вполне адекватен, и опасаться наплыва нелегалов не стоит, считает глава миграционной комиссии Совета по правам человека при президенте России Евгений Бобров.
«Поедут в Россию в первую очередь белорусы, украинцы, казахстанцы, — говорит он. — Смогут легализоваться и те, кто долгое время живет в России, но не смог получить гражданство из-за бюрократических проволочек. А у тех, кто не знает ни языка, ни культуры, шансов получить паспорт мало».
У них и так хватает возможностей приехать, поработать и отправить деньги на родину, полагает эксперт.
«Проблема состоит в другом — гражданство не смогут получить те, кого за мелкие нарушения (например, ПДД) выдворили из России и они стали невъездными. Таких, по некоторым данным, свыше миллиона. Они, как правило, долго прожили в России, знают язык, но теперь, даже если их пустят в Россию, они не смогут подать прошение о гражданстве», — говорит Бобров.
Нередко люди, желающие стать гражданами России, не могут добиться этого статуса годами, отмечают правозащитники.
Председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина считает, что многие соотечественники сталкиваются с бюрократическими препонами. Ярким примером является случай гражданина Литвы Дмитрия Богачева. «Он идеально подходит к этой программе: молодой специалист, русский по языку и культуре», — рассказывает она.
Нелегал поневоле
Дмитрий поступил в Московский архитектурный институт в 2006 году, переехав из Клайпеды, но на фоне кризиса 2008 года прервал обучение, так как лишился возможности оплачивать образование. В 2011 году Богачев снова приехал в Россию, чтобы вернуться к учебе, с твердым намерением остаться в России после окончания вуза и получить российское гражданство. Он стал участником программы по содействию добровольному переселению соотечественников, запущенной еще в 2006 году, и бессрочно продленной в 2012-м.
Дмитрий восстановился на 4-й курс в 2012 году, однако не сразу смог приступить к учебе, поскольку больше месяца занимался оформлением учебной визы в российском консульстве у себя на родине. По словам Богачева, участие в программе содействия соотечественникам мало что дает, кроме удостоверения.
По закону участник программы по содействию переселению соотечественников получает возможность учиться в школе или вузе, право работать как резидент, а не как иностранец, получать медобслуживание. Тем не менее заботы о получении регистрации ложатся на плечи самого участника программы.
Дмитрий выбрал для проживания Калужскую область и даже знал, где будет работать после получения специальности, но не смог оформить прописку: негде. Никто не пожелал зарегистрировать соотечественника. «Для того чтобы получить разрешение на временное проживание и подать на гражданство, ФМС требует наличие прописки», — рассказал Богачев корреспонденту «Газеты.Ru».
В январе 2013 года из архитектурного Богачев был отчислен по причине неуспеваемости, которая, по его словам, образовалась из-за волокиты: в российском консульстве затянули с выдачей учебной визы. Его сразу выселили из студенческого общежития, а в ФМС выдали двухдневную транзитную визу.
Дмитрий обжаловал и это решение, а ситуацией Богачева заинтересовались Рособрнадзор и прокуратура.
Так русский литовец Дмитрий Богачев стал жертвой закона: являясь участником программы, выехать из России легально он уже не мог: ведь он оказывался в положении нелегала, а нелегал может быть только депортирован из страны с последующим закрытием въезда. Выбрасывать на ветер несколько лет учебы и хоронить перспективы ему не хотелось.
Ситуация обострилась 26 марта 2014 года, когда Богачев явился в ФМС для оформления выездной визы. В миграционной службе его встретили сотрудники полиции, задержали, обвинили в нарушении миграционного законодательства, а Мещанский районный суд назначил ему штраф в размере 5000 рублей и предписал самостоятельно покинуть территорию страны в течение 10 дней. Сейчас Дмитрий намерен подать жалобу на решение суда.
«Закон таких людей «не видит»
Если Богачев хочет переехать в Россию из благополучной европейской Литвы, то русскоязычные граждане из стран бывшего СССР не могут получить российское гражданство еще с 90-х. Кто-то не знает, как это сделать, а кто-то опускает руки при столкновении с бюрократическими барьерами.
«В России живут, вероятно, несколько десятков тысяч человек, для которых российское законодательство до недавнего времени не предусматривало никаких механизмов обретения легального статуса, — рассказывает заместитель председателя комитета «Гражданское содействие» Елена Буртина. — Это выходцы из бывшего СССР, свободно владеющие русским языком, но по объективным или субъективным причинам не сумевшие получить гражданство России».
В качестве примера Елена Буртина приводит случай Нины и Александры Кузнецовых, матери и дочери из Таджикистана, приехавших в Россию еще в 1992 году.
«В России они не имели ни жилья, ни родственников, ни стабильного заработка. Если люди приезжают на пустое место и им негде зарегистрироваться, они надолго застревают в положении, когда первоочередными для них становятся вопросы выживания, а не легализации и натурализации. При этом законодательство с годами только ужесточается, — уточняет Буртина, — и получить документы становится все сложнее. В 2002 году, когда был принят закон «О правовом положении иностранных граждан», мы получили редкий феномен — часть населения страны по закону была лишена легального статуса.
Закон «О правовом положении иностранных граждан» просто «не видит» таких людей, как Кузнецовы, они для него не существуют.
Тысячи граждан из стран бывшего СССР не успели легализоваться, не имеют и не могут получить миграционных карт, откуда начинается долгий путь к гражданству.
Кстати, именно из-за того, что людям негде регистрироваться, в свое время и возник феномен «резиновых квартир», в которых люди покупают минимальные, сотые и тысячные доли ради того, чтобы иметь постоянную регистрацию».
Второе чтение законопроекта, облегчающего процедуру получения российского гражданства для соотечественников — носителей русского языка, предложено провести в Госдуме уже 4 апреля.