«Президент Янукович при посредничестве трех министров иностранных дел европейских стран – Польши, Германии и Франции – в присутствии моего представителя, в каком качестве выступил омбудсмен, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Петрович Лукин, подписали между оппозицией и властью тогда, 21-го, то самое соглашение, по которому… Янукович практически свою власть уже сдал», — заявил в среду Владимир Путин во время пресс-конференции с российскими журналистами.
«Он согласился на все, что требовала оппозиция, — на досрочные выборы парламента и президента, на возвращение конституции 2004 года. Он согласился не применять силу. Более того, он дал указание вывести все милицейские силы… Зачем нужно было втаскивать страну в тот хаос, в котором она оказалась?» — сказал российский президент.
Соглашение по урегулированию кризиса на Украине, предусматривающее возврат к конституции 2004 года, формирование легитимного правительства национального единства, а также прекращение всех видов насилия, было подписано 21 февраля Виктором Януковичем и украинской оппозицией при посредничестве министров иностранных дел Германии, Польши и Франции — Франка-Вальтера Штайнмайера, Радослава Сикорского и Эрика Фурнье.
При этом представитель российского президента Владимира Путина на переговорах — уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин — бумагу тогда не подписал.
«Было несколько вопросов, по которым мы не получили внятных ответов. Неясность касалась субъектов переговоров: кто и за что будет отвечать. Ситуация меняется очень быстро, появляются новые персонажи, и договоренности зафиксировать очень трудно», — пояснил тогда позицию Москвы Лукин. Уже возвратившись из Киева, опытный международный дипломат выразился в интервью программе «Вести» более откровенно, сказав, что иностранные дипломаты, которые должны гарантировать выполнение соглашения, словно бы не горят желанием этого делать.
Своего бывшего коллегу поддержали тогда и в МИД, обратив внимание на то, что европейские партнеры, поставившие свои подписи под документом от 21 февраля, не следят за соблюдением договоренностей. «Все перечисленные задачи, согласованные 21 февраля, не только не утратили своего значения, но стали еще более актуальными, чтобы не допустить дальнейшей поляризации общества в результате действий радикалов», — заявили в министерстве.
Во вторник глава МИД России Сергей Лавров в очередной раз заговорил о попытках ЕС и США перечеркнуть соглашение от 21 февраля по урегулированию кризиса на Украине.
«США и ЕС пытаются, по сути, перечеркнуть соглашение от 21 февраля этого года по урегулированию кризиса на Украине, которое было подписано президентом Украины и оппозицией и которое предусматривает создание правительства национального единства, проведение конституционной реформы, сдачу незаконного оружия, освобождение улиц и городов от вооруженных банд. Получается, что они не в состоянии повлиять на тех, кто сейчас пришел в Верховную раду, и по-прежнему, к сожалению, зависят от вооруженных лиц, которые хозяйничают в стране», — сказал глава МИД.
«Когда подписывались соглашения, сторона оппозиции брала обязательство разоружить своих сторонников и увести их с Майдана, но были предприняты абсолютно противоположенные действия», — считает и бывший заместитель главы МИД, ведущий эксперт Российского общественно-политического центра Федор Шелов-Коведяев.
По его мнению, главной целью оппозиции было желание лишить Януковича легитимности и возможности вступить в соглашения с международным сообществом.
«При этом они не могли запустить официальную процедуру его отречения от должности», — отмечает эксперт.
Политолог отмечает, что подобные случаи, когда страны не признавали легитимность отстранения президента другой страны, существовали и ранее, когда, например, США возвращали к власти незаконно отстраненных с их точки зрения лидеров латиноамериканских стран. В 1994 году США вернули к власти в Гаити свергнутого военными президента Жана Бертрана Аристида, который потом еще некоторое время находился на президентском посту.
Ведущий научный сотрудник Фонда Карнеги Алексей Арбатов говорит, что неподписание договоренностей российским представителем Лукиным не лишает их юридической силы, так как они были заключены между украинскими политиками, а другие стороны были лишь посредниками при их заключении.
«Наша позиция такая: мы не ставим целью вернуть Януковича, но надо вернуться к договоренностям. Ведь, если старые договоренности не выполняются, не могут быть и заключены новые», — говорит политолог.
Эксперт Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин также призывает не искать двойственности в том, что Путин призывает вернуться к соблюдению договоренностей между Януковичем и оппозицией, несмотря на то что Россия не поставила под ними свою подпись.
«Лукин тогда заявил, что нет механизмов выполнения, а содержание было согласовано в целом без России. То есть наши не захотели быть свадебными генералами — их право. Но одной из сторон соглашения был не чужой Кремлю Янукович, так что в политическом смысле (а соглашение политическое) нельзя говорить, что мы не имеем к нему отношения. Тут другой вопрос — полностью вернуться к нему представляется нереалистичным, скорее напрашивается какой-то компромисс с киевскими властями. Но этот компромисс еще надо выработать», — говорит политолог.
Компромисс может состоять в том, что, при соблюдении оппозицией соглашения, пусть даже с поправкой на текущую ситуацию, Янукович может добровольно сложить с себя полномочия главы государства — таким образом ситуация вернется в правовое поле, соглашается Арбатов из Фонда Карнеги.
В этом случае даже не имеющий никаких шансов на переизбрание Янукович может сыграть важную роль в новом устройстве Украины, считает политолог Шелов-Коведяев. «Янукович нужен нам всем: он должен исполнить свой долг, от которого трусливо сбежал», — говорит эксперт.