Конференция открылась жесткой дискуссией представителей оппозиции и официальных властей Сирии. Лидер Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Ахмед аль-Джарба обвинил Башара Асада в военных преступлениях и потребовал, чтобы представители режима согласились с немедленной передачей власти оппозиции.
Министр иностранных дел Валид аль-Муалем заявил, что власти не поддадутся давлению извне, и нарисовал картину зверств, чинимых «террористами», которых поддерживает Запад.
В теории участники конференции должны обсудить создание переходной администрации в Сирии, а также проведение свободных выборов с участием всех политических сил. Проблема в том, что оппозиция не хочет, чтобы президент Асад играл какую-либо роль в переходном правительстве страны. Сам же Башар Асад не исключает своего участия в новых президентских выборах.
Глава МИД России Сергей Лавров сказал накануне конференции, что
российская делегация будет продвигать идею диалога между сирийской оппозицией и правительством страны «без каких-либо предварительных условий».
Он отметил, что не согласен с заявлениями лидеров поддерживаемой США и Западом НКОРС, которые ранее заявили, что представляют на «Женеве-2» весь сирийский народ: «Если коалиция уже признана единственным представителем сирийского народа, то, значит, те, кто признание сделал, уже для себя решили, кто должен Сирией руководить», — сказал Лавров.
В конференции участвуют также министры иностранных дел Турции, Саудовской Аравии и Катара. Все эти страны оказывают помощь вооруженной оппозиции. «Уже тот факт, что такое большое количество «игроков» соберется в одном месте ради того, чтобы обсудить и, возможно, решить сирийский кризис, можно и нужно расценивать как позитивный результат.
Но было бы утопией и излишним оптимизмом ожидать, что будут приняты какие-то конкретные решения»,
— говорит глава Института религии и политики Александр Игнатенко.
По словам Игнатенко, проведение конференции затрудняется тем фактором, что ее участники преследуют «противоположные цели»: «Некоторые будут присутствовать там только потому, что на них надавили их патроны, хотя они на самом деле не хотят разрешения кризиса в том ключе, который предлагает мировая общественность, в первую очередь Россия и США».
В Монтре не приехали представители Ирана, одного из крупных региональных игроков и союзника Башара Асада. Генсек ООН Пан Ги Мун во вторник отозвал свое приглашение Исламской Республике. Это произошло после того, как представители Сирийской национальной коалиции пригрозили, что не примут участия в конференции.
Александр Игнатенко считает, что
в неучастии Ирана в конференции прежде всего заинтересованы Саудовская Аравия и Катар, которые активно вооружали многие радикальные исламистские группировки, воюющие на территории Сирии.
«Если бы Иран присутствовал на конференции «Женева-2», то это дало бы ему возможность выйти на авансцену и достаточно громко сказать о том, как реально обстоят дела. А в случае его отсутствия Саудовской Аравии, а также проаравийским силам в сирийской оппозиции будет легче обвинять во всем Иран, который не сможет возразить», — говорит эксперт.
В свою очередь ведущий эксперт центра военного и политического анализа INEGMA в Дубае Теодор Карасик считает, что страны Персидского залива хотят «убрать влияние Ирана из района Средиземноморья».
«Как никогда ставки здесь очень высоки», — отмечает политолог.