Парламент Кабардино-Балкарии во вторник в первом чтении принял закон об отмене прямых выборов главы республики, которые могли бы пройти в сентябре 2014 года. Сейчас, после ухода в отставку Арсена Канокова, республику в статусе врио возглавляет бывший глава центра по борьбе с экстремизмом МВД РФ Юрий Коков.
Напомним, что в прошлом году Госдума приняла закон, согласно которому региональным парламентам дали право самостоятельно определять схему выборов главы субъекта Федерации — прямую или же через региональное законодательное собрание.
Первая подразумевает голосование всех жителей за кандидатов в губернаторы. Во втором случае партии, представленные в региональном и федеральном парламентах, представляют президенту по три кандидата в губернаторы, тот выбирает тройку самых достойных, а региональные депутаты, в свою очередь, должны сделать выбор из этой тройки.
Впервые эта схема была обнародована Институтом социально-экономических и политических исследований под руководством политолога Дмитрия Бадовского, который консультирует «Общероссийский народный фронт».
В Госдуму в виде законопроекта частичная отмена выборов губернаторов была внесена представителями всех четырех парламентских фракций, депутаты подчеркивали, что в первую очередь возможность отмены прямых выборов глав регионов рассчитана на республики Северного Кавказа.
«Мы с коллегами предложили законопроект, позволяющий регионам самостоятельно решать, каким образом губернатор должен получить свой пост — через прямые выборы или через парламентское назначение. Причем, когда я говорю «назначение», речь идет, по сути, о непрямых выборах с активным участием партий… Повторяю, этот порядок не вводится «декретно» для всех регионов, но предлагается в качестве варианта», — указывал один из авторов закона, вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев.
В этом году схема отказа от прямых выборов глав уже была опробована в Дагестане, где досрочно подал в отставку руководитель Магомедсалам Магомедов, его преемником стал депутат Госдумы от «Единой России» Рамазан Абдулатипов, и в Ингушетии, где действующий глава Юнус-Бек Евкуров пошел на выборы после досрочного сложения полномочий.
О сохранении прямых выборов заявил только глава Чечни Рамзан Кадыров.
«Я бы предпочел, чтобы главу региона выбирал народ. Я думаю, что в этом варианте есть много плюсов. Легко и просто бывает работать с людьми, зная, что они доверили тебе не только свою судьбу, но и будущее региона. Поэтому я считаю, что в Чеченской Республике народ должен сказать свое слово», — сказал Кадыров.
Северная Осетия, где срочные выборы руководителя региона должны пройти в 2015 году, отказалась от «прямой» схемы этой осенью.
Таким образом, прямые выборы сохранены пока в трех республиках Северо-Кавказского федерального округа: в Чечне, Карачаево-Черкесии и Адыгее. Последние два региона, по словам близких к администрации президента источников «Газеты.Ru», от них откажутся.
«Изначально шла речь о регионах со сложным этническим составом, но Ингушетия к таким республикам не относится. Там, где прямая схема выборов осталась, самих выборов, по сути, и не было. Региональным властям проще применять непрямую процедуру:
несмотря на зарегулированный характер, отсутствие реальных конкурентов, прямые выборы будоражат общественное мнение.
У местной элиты появляются шансы показать федеральному центру, что глава не контролирует ситуацию», — заявил «Газете.Ru» политолог Александр Кынев.
В Кремле отмену выборов в беспокойных республиках Северного Кавказа накануне Олимпиады в Сочи тоже считают выгодной.
«Но власть этим не устраняет проблемы, а только их маскирует», — говорит Кынев.
Эксперт напоминает, что в феврале Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина представил доклад, в котором предлагалась приемлемая для этнически сложных регионов схема формирования правительства по итогам парламентских выборов, возглавить территорию мог бы руководитель правительства.