Согласно опросу телекомпании CBS, опубликованному в четверг, 49% американцев считают, что свержение Саддама Хусейна не оправдывает вторжения США в эту страну. В то же время 36% считают, что американское вмешательство было оправданно, 14% респондентов затруднились с ответом.
Большинство из тех, кто считает, что американские жертвы в Ираке были не напрасны, принадлежат к избирателям Республиканской партии. Противоположенного мнения придерживаются сторонники Демократической партии, а также независимых кандидатов. В 2003 году мнения о том, что свержение Хусейна оправдывало жертвы со стороны США, придерживались 54% опрошенных.
С начала американского вторжения в Ирак в стране погибло почти 5000 американских военнослужащих.
Свержение Саддама Хусейна, представителя правившего многие годы суннитского меньшинства, породило вооруженное противостояние между суннитами, шиитским большинством и курдами.
Свержение Хусейна также помогло давнему врагу иракского режима — шиитскому Ирану — усилить свое влияние в самом Ираке и в регионе.
«Эхо американской оккупации Ирака по-прежнему сильно. Несмотря на то что проводятся выборы, политический процесс по-прежнему управляется с помощью клановых разборок и политики силы, на которую влияет и религиозный фактор.
Результат таков, что иракская версия демократии скатывается в насилие.
На ситуацию также влияют события в Сирии и давление со стороны Ирана», — отмечает ведущий аналитик Центра военного и политического анализа Enegma в Дубае Теодор Карасик.
Полмиллиона иракцев и царство «Аль-Каиды» (организация запрещена в России)
По данным октябрьского исследования, проведенного совместно Вашингтонским университетом Джона Гопкинса, университетом Симона Фразера в Канаде и университетом Мустансирия в Ираке, в период с 2003 по 2011 год в Ираке погибли 461 000 человек, сообщило ранее BBC со ссылкой на доклад.
Несмотря на то что американские войска покинули Ирак в конце 2012 года и в стране было формировано гражданское правительство, в Ираке продолжается противостояние между правительственными силами, а также террористическими группами, включая «Аль-Каиду». Как сообщает британское издание Telegraph, боевики «Аль-Каиды» активно действуют на территории западного и северного Ирака. Газета свидетельствует, что опорный пункт террористов «Аль-Каиды» находится на севере страны, в городе Мосуле.
Средства на ведение боевых действий против правительственных войск боевики получают, обирая местных бизнесменов: общий размер дани доходит почти до $10 млн в месяц.
Совместно с террористами «Аль-Каиды» действуют и боевики, проникающие на территорию страны из охваченной войной Сирии.
По мнению ведущего аналитика Московского центра Карнеги Алексея Малашенко,
такие государства, как Ирак, «могут сохраняться лишь при диктатуре».
«Как бы цинично ни звучал мой ответ, но так показывает практика. Поэтому, прежде чем свергать диктатуры, надо попытаться на них влиять», — говорит эксперт.
По мнению Малашенко, будущее Ирака как единого государства зависит от того, как будет складываться ситуация на Ближнем Востоке в целом и в Иране в частности.
Карасик говорит, что сегодняшний Ирак представляет собой раздробленное государство, где власти почти не контролируют ни южные шиитские провинции, ни курдскую автономию на севере. По мнению аналитика, Ирак имеет все шансы развалиться на три государства, два из которых попадут под влияние Ирана и стран Персидского залива, а одна может стать самостоятельным курдским государством.
Координатор экспертного центра «Мир — Инициатива», специалист по Ближнему Востоку Эрнест Султанов, в свою очередь, отмечает, что у Ирака есть будущее, однако для строительства нового государства потребуются годы.
«Саддаму потребовалось двадцать лет, чтобы создать новую структуру общества», — говорит эксперт. Сегодня ситуация усложняется тем, что у современного Ирака, в отличие от саддамовского, нет возможности играть на противоречиях двух мировых игроков — США и СССР: «Сегодня, когда ключевой игрок не берет на себя ответственность за ситуацию, а игроков появилось много, ситуация усложнилась», — считает Султанов.