На уровне первых лиц парламентских партий и Совета Федерации обсуждается идея «указать в Конституции конечное число сенаторов», сообщили «Газете.Ru» источники в руководстве Госдумы и СФ.
«Сейчас в основном законе прописано конкретное количество депутатов Госдумы — 450. А по поводу Совета Федерации сказано, что в него входят по два представителя от каждого региона. Однако число регионов сокращается, а вместе с ними сокращается и число сенаторов. Чтобы этого избежать, появилась идея указать в Конституции конкретное количество членов Совета Федерации, как раз по аналогии с Госдумой», — рассказывает собеседник издания в руководстве Госдумы.
Конкретное количество сенаторов — 178 человек. Логика, продолжает источник «Газеты.Ru», такова: раньше в РФ было 89 регионов, и количество членов Совета Федерации, соответственно, составляло те самые 178 человек. Но по мере слияния ряда субъектов в «единое целое» число сенаторов сокращалось. Сейчас в России 83 региона, а число представителей СФ — 166. То есть на 12 меньше, чем было раньше. Это соответствует статье 95 главы 5 основного закона, в которой говорится: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».
Идея сторонников «конечности» числа сенаторов заключается как раз в том, чтобы вернуть в Совет Федерации 12 «исчезнувших» вакансий.
То есть при формировании верхней палаты парламента предлагается отталкиваться не от текущего количества регионов, а от конкретного числа членов СФ, которое должно быть зафиксировано в Конституции.
Предложение увеличить количество сенаторов на 12 человек во вторник на встрече с Владимиром Путиным озвучит лидер КПРФ Геннадий Зюганов, рассказал «Газете.Ru» источник в руководстве компартии. Сам Зюганов, к которому издание обратилось за комментарием, не исключил, что действительно может выступить с подобной инициативой. «Идея такая есть, и она правильная, — заявил «Газете.Ru» лидер КПРФ. — Совет Федерации должен играть более важную роль. Там должны быть люди, которые могли бы влиять на ситуацию в стране. И в этой связи 12 дополнительных мест можно было бы эффективно использовать».
По мнению Зюганова, в СФ, например, обязательно должны присутствовать члены РАН и другие уважаемые персоны, «это позволит обеспечить более четкий контроль за происходящим в стране».
Обсудить инициативу более детально лидер компартии не смог, сославшись на то, что находится на важной встрече и ему неудобно говорить.
Главный замысел идеи с указанием в Конституции конкретного количества членов СФ заключается в том, чтобы создать вакансии для статусных персон, которые прекращают активную политическую деятельность, удаляясь на пенсию, рассказал «Газете.Ru» информированный источник в одной из властных структур.
Наиболее вероятный способ делегирования в Совфед ВИП-персон — это создание так называемой президентской квоты. «Если мы дополнительно вводим еще 12 сенаторских вакансий, то глава государства может выдвигать на эти должности уважаемых людей и давать им звание почетных сенаторов,
— говорит собеседник издания. — Допустим, может быть введена пятилетняя или даже пожизненная президентская квота». Почетными сенаторами, рассуждает источник «Газеты.Ru», при определенных обстоятельствах могут стать даже лидеры парламентских партий — когда решат уйти из активной политики на покой.
Впрочем, не только о лидерах парламентских партий может идти речь. Поручение подумать над механизмом, позволяющим отдельным персонам попадать в верхнюю палату парламента по иной процедуре, нежели предусмотрена действующим законом, около полутора месяцев назад дала юристам спикер Совфеда Валентина Матвиенко. Об этом «Газете.Ru» рассказал источник в окружении самой Матвиенко.
В настоящее время для членов СФ действуют следующие условия получения «сенаторского мандата».
Представители Совета Федерации от исполнительной власти должны избираться в связке с кандидатом в губернаторы. Побеждает кандидат в главы региона на выборах — проходит в СФ и «его» сенатор. Члены Совфеда от представительного органа, чтобы получить «пропуск» в верхнюю палату парламента, сначала должны получить депутатский мандат не ниже регионального уровня. То есть избраться в законодательное собрание субъекта Федерации.
«Ну, вы представьте — приходит время, когда истекают полномочия той же Матвиенко. И что, она должна будет избираться в связке с кандидатом в губернаторы? Или получать мандат депутата заксобрания? Эта система создает для ВИПов крайне неудобные и унизительные условия», — ехидничает источник «Газеты.Ru».
Должны ли ВИП-члены СФ представлять конкретные регионы или же их статус может быть «внерегиональным», пока неясно. Идея пока детально не обсуждалась, подчеркивают источники «Газеты.Ru». Зато не подлежит сомнению другой факт: если мысль зафиксировать в основном законе конкретное количество членов Совфеда получит одобрение на самом высшем уровне, это неизбежно потребует изменения Конституции. А именно вышеупомянутой статьи 95.
Идея вызывает слишком много вопросов, недоумевает в беседе с «Газетой.Ru» эксперт по конституционному праву, пожелавший остаться неназванным.
Если сенаторы, идущие по президентской квоте, будут представлять конкретные регионы, допустим, в зависимости от численности населения тому или иному региону дадут право делегировать в СФ более двух человек, то это «всегда будет вызывать сомнения в соблюдении принципа равенства субъектов». А этот принцип заложен в Конституции. А если представители президентской квоты получат «внерегиональный» статус, то возникает другой вопрос: какая у них роль?
«Возможно, эти члены Совета Федерации будут кем-то вроде представителей президента, только с правом голосовать. Принцип федерализма в данном случае не нарушается, поскольку от каждого субъекта по-прежнему будет по два члена СФ. Но надо будет расценивать роль «президентских сенаторов» с точки зрения принципа разделения властей. Какую ветвь власти они будут представлять?» — размышляет эксперт.
Политолог Алексей Макаркин говорит, что схема, подобная той, что обсуждается, используется в Италии: «Там есть пожизненные сенаторы, которых назначает президент. Они не представляют никакие регионы, но так как Италия — унитарное государство, то там и вопросов к подобной практике нет». Кроме того, подчеркивает эксперт, президент в Италии — фигура во многом номинальная, и возможность назначать сенаторов — одна из немногих его прерогатив: «Практика назначения пожизненных сенаторов находится под пристальным вниманием общества, такой статус предоставляется только по-настоящему уважаемым и достойным людям.
В российской же практике это станет еще большим расширением полномочий президента, который при слабой системе сдержек и противовесов и так может принять любое решение», — уверен эксперт.
По его мнению, в случае введения в России института почетного сенаторства «мы можем получить ситуацию, похожую на события столетней давности, когда после реформы Госсовета в 1906 году часть его членов назначалась императором, а еще часть — избиралась различными способами». «И очень часто членом Госсовета от императора оказывался чиновник, который был в обществе непопулярен», — отмечает эксперт.
Что касается нынешней власти, то, продолжает политолог, «у нее есть желание продолжать укрупнение регионов»: «А это означает, что по мере их укрупнения число президентских назначенцев может только увеличиваться». В итоге «под вопросом окажется сама концепция Совета Федерации как палаты регионов», уверен эксперт.
Политолог Борис Макаренко называет идею прописать в Конституции конкретное количество членов Совфеда «абсолютным бюрократическим маразмом»: «В нашем основном законе и так прописано конечное число сенаторов: количество субъектов Федерации, умноженное на два. Это доступно для любого, кто окончил первый класс». Политолог считает, что подобные идеи вряд ли будут реализованы, но они играют на руку Кремлю:
«Замысел власти такой: дать возможность высказаться всем желающим справа и слева, а под шумок провести те поправки в Конституцию, которые уже есть».
Под уже имеющимися поправками политолог подразумевает законопроект об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов, также наделяющий президента правом назначать и увольнять региональных прокуроров. Законопроект принят в первом чтении, второе намечено на 20 ноября. «На фоне всяких идиотских инициатив, которые будут звучать, никто не заметит реальных изменений Конституции, — уверен Макаренко. — Что еще в этом направлении в состоянии придумать власть, можно только гадать».