В штабе Алексея Навального указывают, что отчет — «важная часть культуры общения с избирателями, сторонниками и спонсорами». Всего на предвыборную кампанию политик истратил 103,4 млн руб., из которых 97,3 млн было перечислено частными лицами. Всего в качестве жертвователей выступили 16,7 тыс. человек со всей России.
Как следует из отчета, это прежде всего молодые люди: средний возраст жертвователя — 36 лет, сумма среднего платежа – тысяча рублей. Москвичи жертвовали в два раза больше.
117 человек смогли выделить на кампанию Навального более 100 тыс. руб. из своего личного бюджета.
Львиную долю в структуре расходов занимает агитация — больше всего денег было потрачено на предвыборную газету «Навальный» (16,5 млн руб.), на втором месте — кампания в интернете (13,55 млн), на третьем — радио — 12,48 млн. На доставку газет до почтовых ящиков и проведение митингов в районах Москвы ушло около 10 млн руб.
Кроме того, в отчете Навальный и члены его штаба раскрывают технологию своей агитации. По признанию главы штаба Леонида Волкова, работа была выстроена «не так, как в традиционных политических структурах».
«Мы организовали процессы по принципам, принятым в IT-компаниях. Двухнедельные порции планирования (кампании. — «Газета.Ru»)», — пишет Волков.
Встречи с избирателями в районах, судя по отчету, были заимствованы из «зарубежного опыта»: «Во всем мире кандидаты в мэры проводят массовые встречи, где рассказывают о себе и своей программе».
Алексей Навальный считает отчет, по сути, частью кампании.
«Это важная часть культуры общения с избирателями, сторонниками и спонсорами», — уверен оппозиционер.
По мнению гендиректора Института избирательных технологий Евгения Сучкова, Навальный фактически первым в России провел настоящую фандрэйзинговую кампанию и собрал львиную долю избирательного фонда именно со своих сторонников.
«У него могут найтись последователи, но для того, чтобы успешно применить опыт Навального, нужно соблюсти два условия на выбор — нужен либо сильный лидер, либо сильная идеология. В западных странах, в условиях развитого демократического общества, особенно в США, большая часть бюджета кампании политика формируется именно из пожертвований», — отмечает эксперт.
Структуру расходов кампании Навального Сучков называет «достаточно правдивой». Публикацию отчета, впрочем, он считает скорее пиар-ходом: «Сейчас вокруг Навального немного инфоповодов, кроме тех, которые производит Следственный комитет, политик сгенерировал такой повод сам».
Все кандидаты в мэры Москвы 15 октября сдали отчеты о потраченных ими средствах в избирком, однако подробной структуры расходов не представили, также они не раскрыли технологий работы своих штабов.