Суд Бангладеш во вторник приговорил к смертной казни 154 человека, обвиняемых в мятеже и убийствах во время бунта 2009 года. Еще 157 получили пожизненное заключение, среди них — член крупнейшей оппозиционной силы страны — Бангладешской националистической партии (БНП). Еще 200 человек были приговорены к лишению свободы на срок до 14 лет, 270 человек оправданы.
«Это нечто чрезвычайное, потому что я не могу вспомнить подобных прецедентов в недалеком прошлом, — пояснила «Газете.Ru» директор Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян.
— Бывали восстания, но чтобы на втором десятилетии XXI века принимали такие решения — это странно. Это свидетельствует о том, что ситуация в стране настолько нестабильна и власти настолько боятся таких движений, что идут на крайние меры».
Эксперт уточнила, что, возможно, власти Бангладеш оставили себе пути к отступлению — это зависит от законодательства республики, которое может предполагать помилование.
25 февраля 2009 года отряд пограничников, называвшихся «Бангладешские стрелки» (Bangladesh Rifles), захватил собственную штаб-квартиру в столице Дакке. Основным требованием мятежников было повышение жалованья и улучшение условий службы. Однако бытовыми требованиями они не ограничились и начали убивать офицеров и генералов, застрелив в общей сложности 74 служащих. На второй день переговоров с властями бунтовщики приняли решение сдаться. Около 200 мятежников попытались бежать, переодевшись в штатское, но были задержаны.
Первым последствием бунта стало переименование погранвойск. Теперь они называются «Пограничная стража Бангладеш» (Border Guards Bangladesh).
Затем начался масштабный судебный процесс, проходивший в 11 судах по всей стране. Он завершился в октябре 2012 года, к различным срокам тюремного заключения были приговорены 5926 человек, 115 были признаны невиновными.
Отдельный процесс об убийстве начался в августе 2011 года, обвинения были предъявлены 850 участникам бунта.
За это время четверо умерли в тюрьме, 13 были освобождены под залог, еще 20 до сих пор не найдены. Во вторник на время оглашения приговора к охране здания суда были привлечены около 2000 полицейских.
Суровые приговоры представителям оппозиции осложняют и без того непростую политическую обстановку. Во вторник к пожизненному заключению был приговорен также один из функционеров БНП — Гази Насируддин Пинту. Незадолго до этого завершился процесс над обвиняемыми в преступлениях во время войны за независимость 1971 года, по его итогам были вынесены смертельные приговоры лидерам крупнейшей оппозиционной партии «Джамаат-и-Ислами» (организация запрещена в России), тесно сотрудничающей с БНП.
Накануне в понедельник БНП и исламисты начали очередную 60-часовую общенациональную забастовку с требованием отставки правительства.
Особенностью бангладешской забастовки стали человеческие жертвы — в результате столкновений со сторонниками правящей Народной лиги в округе Лалмонирхат на севере страны один человек был убит, 25 ранены. Чтобы успокоить толпу, полиция была вынуждена открыть огонь. В округе Наторе оппозиционеры забросали камнями грузовик, который вез рабочих, убив одного из них. В Дакке с понедельника на улицах находятся тысячи полицейских и пограничников, большая часть школ офисов и магазинов закрыта.
«Все-таки две ведущие политические партии (Народная лига и БНП), возглавляемые двумя дамами... Они обе — жертвы политических убийств. Одна — дочь убитого Муджибура Рахмана — президента, другая — дочь Зиаура Рахмана (генерал, учредитель БНП, также был убит), — напоминает Татьяна Шаумян. — Это сыграло роль, они, помня эти события, могут предпринимать действия, которые могут привести к проблемам в стране. Такой суровый приговор — печальная история, которая может серьезно осложнить ситуацию».
Парламентские выборы в Бангладеш намечены на январь. Правительство Шейх Хасины, со своей стороны, предлагало сформировать на время проведения выборов кабинет, в который бы вошли представители всех основных партий, но этот план был отвергнут оппозицией.