Официальный сбор участников марша был назначен на 14.00. Однако люди начали стягиваться к Страстному бульвару уже после полудня. К заблаговременно перегороженной улице подтащили рамки металлоискателей и подогнали большую милицейскую машину с веерным мегафоном, который строго через каждые 30 секунд оглушительно ревел: «Уважаемые граждане! При проходе на мероприятие запрещается проносить огнеопасные, взрывчатые, ядовитые вещи, крупногабаритные сумки, колющие и режущие предметы, спиртные напитки. Просьба соблюдать порядок и законность».
Сначала над невидимым диктором потешались и сочувствовали. Спустя некоторое время, когда за рамками собралось уже довольно много участников акции, организаторы попытались сделать объявление через крохотный рупор, но первая же фраза была полностью заглушена очередной акустической атакой из полицейской машины.
Активисты пытались договориться с правоохранителями, потом начали с ними ругаться — но все без результата: через каждые 30 секунд машина разражалась нотацией, которую кто-то уже выучил наизусть, а кто-то пытался под нее танцевать.
Ближе к отправлению на место сбора начали прибывать известные персоны — на сером пальто Ильи Пономарева трепетала белая ленточка. Прошла Евгения Чирикова с внушительной группой сторонников — двое несли плакат «Спасем Арктику», остальные — маленькие бумажные кораблики.
В отдалении, под памятником Пушкину, спокойно и интеллигентно собиралась партия «Яблоко». Председатель Сергей Митрохин присоединился к своим сторонникам уже практически на марше и шел на полшага впереди колонны, сурово сжав губы и не повторяя лозунги, которые скандировали у него за спиной.
Борис Немцов и Владимир Рыжков возглавили колонну РПР-ПАРНАС и шли вместе со всеми. Алексей Навальный со своими сторонниками двигался отдельно, несмотря на то что на минувших выборах выдвигался в мэры от этой партии.
В стороне, перемешавшись с полицейскими, стояли дружинники. Двое из них, казалось, собрались драться, но, как позже выяснилось, старший по званию объяснял подчиненному, как правильно выходить из захвата, если взяли «за грудки».
В толпе сильно выделялись мужчины в штатском, с волевыми квадратными подбородками и очень внимательным взглядом.
Перед ними неохотно расступались, стараясь сделать вид, что их на самом деле нет.
А те, в свою очередь, стали жертвами хитрости московских чиновников. Мэрия разрешила шествие, перекрыв обе стороны Страстного бульвара, но запретив при этом идти по его середине. Причем по левой стороне привычно пошли представители левых сил, а по правой — все остальные. И оперативники были вынуждены передвигаться короткими перебежками с одного проезжего края до другого, постоянно переругиваясь с полицейскими в оцеплении и вынужденно показывая им пухлые книжицы своих удостоверений.
Дорога от одного великого русского Александра Сергеевича до другого заняла около двух часов — периодически колонна останавливалась поскандировать — и шла дальше к Чистым прудам. Приятное оформление лозунгам «Россия без Путина» и «Мы здесь власть» придавали два кришнаита, отстукивавшие ритм на мридангах (ритуальный барабан индуистов), облегченных до состояния бубна.
«За несколько дней агитации нам удалось собрать 10 тыс. человек, — удовлетворенно сообщил Владимир Рыжков по окончании акции. — Если организовать нормальную агитацию заблаговременно, можно собрать в десять раз больше».
По данным полиции, на акцию пришло около 5 тыс. человек, а значит, реальное количество участников находится где-то посередине.
Ближе к концу акции возникла некоторая напряженность — толпа подошла к проспекту Сахарова, перегороженному металлическим забором. Возможность выйти полиция предоставила через два узких прохода. Но второй Болотной, по счастью, не случилось: организаторы изо всех сил корректировали движение участников, а полицейские терпеливо ждали, пока люди, не торопясь, разойдутся.
Там временем на 7 ноября заявлена очередная акция в поддержку политзаключенных. «Мы подали заявку в московскую мэрию на проведение шествия с митингом, ответ мы пока не получили», — заявил представитель Форума левых сил Денис Зоммер. Организаторы планируют провести марш от Никитского бульвара до Пушкинской площади с митингом в Новопушкинском сквере. «Основной лозунг — «Свобода политзаключенным», — заявил Зоммер.
Между тем стоит отметить, что колонна левых, которая двигалась по профильной стороне Страстного бульвара, была очевидно немногочисленной и состояла из нескольких десятков сторонников «Левого фронта», такого же количества анархистов и единственного на всю акцию защитника ЛГБТ с радужным флагом.