Во вторник в Уфе Владимир Путин провел очередное заседание совета при президенте по межнациональным отношениям. Глава государства предложил собравшимся обсудить, что делается властями на местах для обеспечения межнационального мира и согласия.
Во время своего выступления Путин отметил, что федеральный центр сделал все необходимое, чтобы в регионах было меньше конфликтов на межнациональной почве. Причем сделал это давно — еще 225 лет назад, при Екатерине Великой.
«Сегодня мы собрались в Уфе, где отмечается 225-летие указа императрицы Екатерины II, которым было учреждено Духовное собрание магометанского закона. Это событие сыграло заметную роль в укреплении российской государственности, внесло свой вклад в создание общего духовного и культурного пространства, в формирование объединяющих нас ценностей и традиций», — напомнил президент.
Большая бумажная работа
Нынешняя российская власть тоже пытается установить правила игры в этой сфере, не жалея бумаги.
В прошлом году была принята Стратегия государственной национальной политики до 2025 года, правительством утвержден план ее реализации на 2013–2015 годы, а Минрегионразвития разработал программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», в рамках которой предусмотрено финансирование региональных подпрограмм, напомнил Путин.
По мнению главы государства, дело теперь за регионами, которые должны предпринять «активные, содержательные усилия» для реализации национальной стратегии. «Надо прямо об этом сказать, работа пока разворачивается медленно: планы реализации Стратегии составили только девять регионов. Речь идет лишь о планах, о первых необходимых мерах, а если проанализировать конкретную работу, то картина, видимо, будет еще более удручающей», — возмущался президент.
По его словам, руководители на местах, к сожалению, часто предпочитают кабинетную работу, пользы от которой или никакой, или очень мало. И в связи с этим упомянул погром в московском районе Западное Бирюлево 13 октября. Путин напомнил, что недовольство его жителей накапливалось годами — «обращения были и в полицию, и в местную управу, и к руководству округа».
«Зачем нужна власть, если она не хочет знать ситуацию такой, какая она есть на местах, не принимает никаких мер и не слышит людей?» — задал вопрос Путин, не уточнив, какому уровню власти он адресован.
Впрочем, о том, кого имел в виду Путин, можно было догадаться по документу, который от подписал во вторник: это был принятый Госдумой закон, детализирующий полномочия региональных и муниципальных властей и их ответственность за возникновение межнациональных конфликтов, вплоть до отставки руководителей, которые не смогли их избежать.
В Бирюлеве не смогли предотвратить конфликт именно местные власти, вторил президенту министр регионального развития Игорь Слюняев. «Конфликт в Бирюлево – это конфликт не русских с азербайджанцами, а реакция людей на бездействие власти», — заявил Слюняев, подразумевая под властью именно муниципальную.
Журналист Николай Сванидзе, глава комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты по межнациональным отношениям, поддержал министра, отметив, что муниципалитеты должны усиливать свое влияние на эту сферу. Однако в качестве образца для подражания привел не федеральный центр и не российские регионы, а Америку.
Еще полвека назад в США на скамейках в парке были таблички «только для белых», а сейчас у них президент афроамериканец, напомнил Сванидзе.
По его мнению, США добились успеха в решении национального вопроса благодаря прививке терпимости. Ее американцы получали из СМИ, кинофильмов, через художественные и образовательные программы телевидения, в которых рассказывалось, что мигранты — это не всегда зло, что они являются жертвами обстоятельств.
По мнению члена Общественной палаты Александра Соколова, конфликты между местными и приезжими подогревают неграмотные чиновники. «Они часто не знают, что Тыва — это республика в составе РФ, а не вымышленный субъект федерации. А неграмотные милиционеры или сотрудники миграционной службы уверены, что между Россией и Дагестаном существует визовый режим, и требуют с мигрантов визу в паспорте. Для таких грамотеев необходимо организовать курсы повышения квалификации, и это дело федерального центра», — сказал он.
Депутат-единоросс Алексей Журавлев, выступивший на прошлой неделе с громким предложением о создании должности омбудсмена по миграционным проблемам (пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтвердил, что в Кремле обсуждается вопрос о ее введении), заявил о необходимости принять еще один документ — Миграционный кодекс. По его словам, только грамотный юрист в состоянии разобраться в 52 постановлениях правительства, 18 указах президента и 150 постановлениях министерств и ведомств, касающихся межнациональных отношений. Принять кодекс, по мнению депутата, должна будет Госдума.
Глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский косвенно признал, что и федеральный центр еще многое не сделал для гармонизации миграционного законодательства и это, в свою очередь, способствует росту межнациональной напряженности.
Он предложил ужесточить сроки пребывания трудовых мигрантов в России — ограничить срок работы в стране 90 днями в течение полугода. Сейчас действует аналогичный период, но мигранты обходят эту норму: «Спустя 90 дней выезжают на полчаса в соседнюю страну и возвращаются в Россию на законных основаниях».
Ввести эту норму вправе только федеральный законодатель.
Он же может поднять ответственность работодателей за своих работников-мигрантов — с таким предложением выступил член совета по правам человека (СПЧ) при президенте, журналист Максим Шевченко. Его идею поддержал Ромодановский: по его мнению, необходима уголовная ответственность для руководителя предприятия, если у него на рабочих местах будет обнаружено до 50–100 незаконных мигрантов.
Уголовную статью нужно ввести и для лидеров национальных диаспор, которые вводят своих соотечественников в теневой экономический оборот, добавил глава ФМС, уточнив, что в России действуют более одной тысячи различных диаспор.
Некоторые члены совета также предлагали создать на федеральном уровне Центр мониторинга за состоянием межнациональных отношений, учредить премию за вклад в утверждение мира и согласия и многое другое. «Мы пытаемся отгородиться деревянным забором от цунами!» — не выдержав, прокомментировал эти предложения один из участников заседания.
Путин также призвал совершенствовать трудовое законодательство для решения проблемы мигрантов.
«В значительной степени то, что мы сейчас наблюдаем, — это, извините за моветон, отрыжка дикого капитализма.
Потому что это то же самое, что залоговые аукционы в сфере собственности когда-то», — вспомнил президент 90-е. Он также предложил «подумать о составлении так называемых трудовых карт, определяющих потребности субъектов федерации в дополнительной рабочей силе». Но при этом не поддержал идею о введении визового режима со странами СНГ.
В свою очередь, вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что за девять месяцев 2013 года в Москву и Московскую область въехали около 3,3 млн трудовых мигрантов, в Санкт-Петербург — 2,5 млн. Кроме того, чиновник отметил, что приток внутренних мигрантов в Москве и Подмосковье превышает их отток в 120 раз, в Петербурге и Ленинградской области — в 18 раз.
В заключение вице-премьер предупредил регионы, что центр уже со следующего года будет строго требовать от регионов выполнения принятой Стратегии государственной национальной политики до 2025 года.