Сын бывшего члена Политбюро ЦК КПСС, покойного президента Азербайджана Гейдара Алиева Ильхам Алиев, как и ожидалось, одержал сокрушительную победу на выборах с результатом 83% голосов, согласно экзит-полам проправительственной социологической службы «Прогноз». Ближайший соперник, оппозиционер Джамиль Гасанли, представитель Национального совета демократических сил, получил, по тем же данным, 8,2%. Еще один кандидат, Игбал Агазаде, набрал 2% голосов. Остальные шестеро кандидатов не смогли набрать более одного процента голосов. По данным Независимого исследовательского центра ELS, Ильхам Алиев набрал 80,8% голосов, Джамиль Гасанли — 10,5%. В Азербайджане отсутствует нижний порог явки избирателей — выборы считаются состоявшимися при любом количестве проголосовавших.
По мнению директора Института стратегических оценок и анализа, экс-главы Азербайджанского КГБ Вагифа Гусейнова, сейчас от вновь избранного президента Алиева не стоит ждать «существенных изменений» во внешней политике страны: «Для мировых и региональных держав нынешней президент страны Ильхам Алиев – гарант стабильности в Азербайджане, а большего им не нужно», — сказал «Газете.Ru» Гусейнов.
В свою очередь экс-посол Азербайджана в России политолог и публицист Хикмет Гаджизаде отметил, что азербайджанский президент нашел золотую середину в отношениях с Россией и Западом: «С Россией нормальные отношения, хотя сближения нет, с Западом также не сближаются, хотя деньги там держат», — рассказывает эксперт о настроениях азербайджанской элиты.
Наблюдение «глазами друзей»
Россия, которая на постсоветском пространстве поддерживает союзнические отношения с Арменией — противником Азербайджана, заинтересована в дальнейшем пребывании у власти Алиева как компромиссной фигуры, сказал «Газете.Ru» директор Института стран СНГ Константин Затулин.
«Алиев не является нашим ближайшим союзником, однако он является договороспособным и учитывает интересы Москвы», — отметил Затулин.
В августе президент России Путин побывал в Азербайджане с визитом. «Несмотря на недавний визит президента России в Азербайджан отношения между двумя странами строятся вокруг энергетической безопасности и отношений с Арменией, а эти две проблемы нелегко решаются», — сказал «Газете.Ru» ведущий аналитик центра военного и политического анализа Enegma в Дубае Теодор Карасик. По мнению эксперта, обе стороны могут не «найти понимания» в этих вопросах.
Несмотря на то что Азербайджан и Россия политически дистанцируются друг от друга, летом этого года Россия начала крупные поставки вооружения Азербайджану на сумму почти в $1 млрд, что вызвало негативную реакцию в Армении, где расположена российская военная база.
Москва, где живет значительная азербайджанская диаспора, в свою очередь демонстрирует дружелюбное отношение к Алиеву в момент выборов. Во вторник дочь президента Лейла Алиева и заместитель главы Фонда имени Гейдара Алиева получила награду Русской православной церкви за укрепление дружбы между двумя странами, сообщает ИТАР-ТАСС. Алиева постоянно проживает в Москве.
Глава миссии наблюдателей СНГ Сергей Лебедев в интервью агентству отметил, что его сотрудники в отличие от представителей Запада смотрят на выборы в Азербайджане «глазами друзей».
«Всех задавил и подавил»
Представители азербайджанской оппозиции уже назвали президентские выборы в стране «самыми грязными» в истории независимого Азербайджана.
В заявлении, опубликованном на сайте агентства Turan, лидер оппозиционного движения «Мусават» Иса Гамбар заявил, что президентские выборы проходили в обстановке «тотальных фальсификаций». Среди наиболее характерных нарушений оппозиционеры отметили использование «каруселей», вброс бюллетеней, а также административный ресурс.
Эксперты отмечают, что жесткий прессинг представителей оппозиции со стороны властей не дает возможности для появления в Азербайджане крупной оппозиционной фигуры, которая смогла бы бросить вызов президенту страны.
«Всех задавил, всех подавил», — характеризует действия Алиева бывший посол Гаджизаде, который считает главным источником всех бед страны «коррупционную пирамиду».
«Нужны реформы, а для того, чтобы их проводить, надо быть либо Дэн Сяопином или Петром Первым — я не вижу в нашем президенте таких качеств», — считает Гаджизаде. По его мнению, у власти есть возможность для начала политических реформ, допустив оппозицию на парламентские выборы, которые должны пройти через два года.
Кроме жесткой авторитарной политики власть также использует и патриотические чувства многих азербайджанцев, которые поддерживают действия властей в отношении принадлежности Нагорного Карабаха, говорит глава Института стран СНГ Затулин.
«Пока Алиев не сделал ни одной ошибки», — отмечает Затулин, который считает, что азербайджанский режим может смениться либо в результате масштабной дестабилизации, или жесткого прессинга извне, в чем пока не заинтересованы внешние игроки, включая США.
«США поддерживают независимость Азербайджана, но не демократию в Азербайджане», — говорит экс-дипломат Гаджизаде.
США могут пересмотреть, по его словам, отношения с Азербайджаном, если начнется американское сближение с Ираном и Азербайджан как союзник США потеряет значение в регионе, рассуждает Гаджизаде.
Для директора Института стратегических оценок и анализа Гусейнова внутренняя дестабилизация обстановки в стране представляется более вероятной в связи с давлением власти на легальную оппозицию, что «может в конечном итоге привести к активизации маргинальных сил, в том числе исламистов»: «Подобного рода идеологии весьма живучи и в короткие сроки овладевают умами обездоленных мусульман».