Съезд «Справедливой России» (СР), который пройдет 26–27 октября, обещает быть непростым: на нем не только будет обсуждаться вопрос изменения структуры руководства партии, но и во многом определится ее политическое будущее. Дискуссии о необходимости самоидентификации СР идут среди партийцев уже давно и усилились после не самого удачного выступления на региональных выборах и полного провала кандидата эсэров Николая Левичева на выборах мэра Москвы, на которых он занял последнее место (2,79% голосов).
Еще летом источники «Газеты.Ru» в СР отмечали, что внутри различных групп в партии растет число недовольных происходящими в ней процессами: давление на несогласных (включая изгнание из СР Геннадия и Дмитрия Гудковых), смена политического курса на более лоялистский, малоактивные избирательные кампании в ряде регионов и неоднозначная агитация штаба Левичева на выборах в Москве. Собеседник издания в «Справедливой России» сообщал тогда, что Левичеву на мэрских выборах был поставлен барьер в 5% и внутрипартийная оппозиция может потребовать его отставки в случае более низкого результата.
Сейчас ряд влиятельных партийцев заговорил о целесообразности ликвидации «двухголовой» системы управления СР.
Заключается она в следующем: Сергей Миронов занимает партийный пост председателя Совета палаты депутатов, Николай Левичев является председателем СР. Данная схема руководства была создана еще в бытность Миронова спикером Совета Федерации (2001–2011): чтобы сохранить кресло третьего лица в государстве, он отказался от должности председателя партии, заняв специально созданный для него новый пост. При этом за Мироновым было закреплено ключевое полномочие: возможность налагать вето на все решения председателя СР. Изменение внутрипартийного статуса, как известно, Миронова не спасло: пост спикера Совфеда он все же потерял.
«Считаю, что условия, в которых создавался руководящий тандем, на сегодня себя исчерпали, — заявил «Газете.Ru» справоросс Олег Шеин. — Поэтому можно вернуться к той модели, которая существует в других партиях, — единоначалию. И единственным руководителем может стать Сергей Миронов».
За возвращение единоначалия выступают и другие партийцы, например, депутаты Госдумы Оксана Дмитриева и Илья Пономарев, которые также представляют собой внутреннюю оппозицию Левичеву. В понимании Дмитриевой и Шеина возврат к единоначалию — это упразднение той должности, которую сейчас занимает Миронов, и избрание его председателем партии. По мнению же Пономарева, вполне приемлем и другой вариант: Миронов и Левичев на съезде производят рокировку. Первый становится председателем партии, второй занимает нынешний мироновский пост, но при этом лишается права налагать вето на решения первого лица. И это тоже будет возвращением к единоначалию.
«Уверен, что по итогам съезда единоначалие в партии восстановится, — заявил «Газете.Ru» Илья Пономарев.
— Миронов прекрасно понимает необходимость возврата к системе единого руководства СР. Это единственный логичный для него выход — нужно дать возможность людям выпустить пар».
В том же ключе высказываются и другие собеседники «Газеты.Ru», пожелавшие остаться неназванными. «У Сергея Михайловича есть понимание, что нужны перемены (в руководстве партии — «Газета.Ru»)», — говорит один из них. «Это так, — подтверждает другой источник. — Миронов понимает, что необходимы изменения, иначе ситуация заведет нас в никуда. Проблема ведь не только в неудачных выборах. Есть претензии к аппаратной политике Левичева, к составлению избирательных списков, к насильственной смене руководства региональных отделений и переформированию целых отделений вообще, как это имело место в Нижнем Новгороде. За все это отвечает Левичев».
По словам источника, близкого к руководству СР, на сегодняшний день рассматривается и другой вариант: Миронов остается на своем нынешнем посту, а председателем партии избирают нового человека, не Левичева.
В числе тех, кого могут выдвинуть, называют депутатов Госдумы Александра Буркова, Валерия Гартунга, Александра Агеева. Выдвижение Левичева также не исключено. При этом источник подчеркивает, что до съезда еще месяц, а следовательно, ситуация вполне может измениться. «Не стоит забывать и о позиции Кремля, который настоял на выдвижении Левичева кандидатом в мэры Москвы, чтобы в соперниках у Сергея Собянина были статусные партийные лица. Администрация президента будет чувствовать свою ответственность за судьбу Николая Владимировича (Левичева)», — рассуждает еще один собеседник «Газеты.Ru».
Связаться с Николаем Левичевым на момент сдачи статьи «Газете.Ru» не удалось. Александр Агеев не подтвердил и не опроверг возможности выдвижения собственной кандидатуры на председательский пост. При этом он высказался за сохранение «двухголовой» системы управления партией: «Допустим, сейчас мы ее ликвидируем, избрав Сергея Михайловича председателем. Но рано или поздно может возникнуть острая необходимость в появлении нового лица, поскольку запрос на новые лица в обществе растет. И что тогда получается: либо Миронов остается председателем «Справедливой России», но при этом партия не отвечает на общественный запрос, либо он становится никем. А это неправильно, поскольку Сергей Михайлович может приносить пользу партии еще много лет. Поэтому, на мой взгляд, целесообразнее сохранить два высших руководящих поста».
У председателя партии — кто бы им ни был избран — могут появиться заместители.
Так, Илья Пономарев предлагает ввести должности замов, которые представляли бы четыре внутрипартийные группы (как писала «Газета.Ru», ранее эсэры приняли решение о создании внутрифракционных групп в Госдуме): «Условная группа бизнесменов, условная группа Дмитриевой, условная группа либералов и группа несистемная — Гудковы и я. При этом Гудковых в партии необходимо восстановить. В случае, если мои предложения будут приняты, мы сможем говорить, что каждую социальную группу в нашей партии представляет конкретное лицо».
Московское отделение СР намерено выступить с инициативой о введении должности зампреда по идеологии.
Ранее источник издания в партии сообщал, что на съезде некоторые партийцы могут потребовать изменений в уставе партии, при принятии которых у Миронова появятся заместители с широкими полномочиями.
Шеин собирается предложить идею другого рода: изменить название партии на «Социалистическую партию «Справедливая Россия».
Все имеющиеся предложения будут собраны к заседанию президиума центрального совета, которое состоится либо 3, либо 10 октября.
Однако возможное свержение Левичева и изменения в структуре руководящих органов не решат основную проблему СР: отсутствие у партии четкой политической позиции и собственного лица. Поэтому главной задачей съезда будет определиться: является ли «Справедливая Россия» оппозиционной или же занимает нишу верного соратника власти — как, например, ЛДПР.
«Мы должны четко понять для себя две вещи. Первая — оппозиционная наша партия или нет? Вторая — является она политической силой профессионалов либо же партией эпатажной тусовки?
Партией, где под видом оппозиции собираются представители бизнеса, — говорит Оксана Дмитриева. — От того, какое решение примет на этот счет съезд, и будут зависеть кадровые изменения в СР. Если мы бизнес-тусовка — это один набор изменений. Если оппозиция и профессионалы — другой».
«Главная проблема СР — это размытость позиционирования, — вторит Илья Пономарев. — На прошлых выборах у нас было две «ноги». Первая — это бюджетная консервативная сфера. Вторая — средний класс. И эта вторая «нога» только-только начала отрастать. Она бы росла и дальше, если бы «Справедливая Россия» не начала метаться, «крутить хвостом» (осенью прошлого года Сергей Миронов окончательно и публично открестился от протестного движения. — «Газета.Ru»). На сегодняшний день ситуация такова, что мы средний класс отпугиваем. Партия должна четко определиться, кто ее избиратель».
По мнению Олега Шеина, справороссам необходимо уходить от консервативной повестки: «Законодательные инициативы наподобие тех, что нужно наказывать журналистов за плохие новости или продавать алкогольные напитки только через пластиковые карточки, не должны исходить от «Справедливой России».
Это больше подходит ЛДПР, и то с натяжкой. Поэтому я буду предлагать на съезде создать специальный совет, который бы пропускал через свой фильтр все законодательные инициативы. Партии необходима более четкая идеология, и, на мой взгляд, таковой может быть только социал-демократия, потому что именно она приведет к изменениям в стране».
Впрочем, политолог Евгений Минченко уверен, что на предстоящем съезде справороссы кардинально для себя ничего не решат.
«Они сейчас разрываются между статусом «вспомогательной» партии власти — этот курс олицетворяют Миронов и Левичев — и линией на оппозиционность, которой хотел бы следовать целый ряд региональных лидеров. С высокой долей вероятности в этой растяжке они будут находиться и дальше», — считает эксперт.
По мнению Минченко, в дальнейшем возможны три варианта развития событий. Наименее вероятный — переход партии в радикальную оппозицию, который, однако, может произойти лишь ценой раскола. Наиболее вероятные — тихая смерть либо же присоединение к Общероссийскому народному фронту (ОНФ).
Однако возможное сотрудничество с ОНФ тоже не пройдет для СР безболезненно: результатом его станет все тот же раскол.