Transparency International сочла коррупционным фактором ежемесячные выплаты столичным депутатам от мэрии Москвы. Напомним, что они были введены после того, как полномочия муниципальных советов были расширены, например за счет контроля работ по благоустройству территорий.
По закону Москвы, их сумма должна составлять 20 тыс. рублей в месяц.
Муниципальные депутаты работают на непостоянной основе и, в отличие от своих коллег по Мосгордуме и Госдуме, зарплату не получают.
«Материальное поощрение является коррупционным фактором, который выступает как «подкуп», поскольку данные деньги выплачиваются за сам факт подписания актов приемки работ по ремонту и благоустройству.
Подписание проходит без экспертизы и оценки работ; выявлены случаи подписания актов приемки работ, выполненных с нарушениями», — считают эксперты неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией.
Кроме того, Transparency International ссылается на московский закон о «Статусе депутата муниципального собрания», в котором указано, что единственной мерой социальной поддержки для народных избранников является бесплатный проезд в общественном транспорте.
«Согласно данным положениям, размер поощрения депутатам Совета депутатов устанавливается решением того же Совета депутатов. Другими словами, депутаты принимают решения о премировании самих себя, что является конфликтом интересов», — указывается в экспертизе.
Эксперты центра призывают признать выплаты за эффективную работу депутатам муниципалитетов незаконными и отменить их.
Сами народные избранники обращают внимание, что выплаты были введены после того, как полномочия депутатских советов расширились, что прибавило их членам работы.
«Деньги нам передали с новыми полномочиями, которые подразумевают сильный отрыв от основной работы.
Чтобы честно подписать акт о выполнении работ благоустройства, нужно постоянно за ними следить, общаться с жителями, подрядчиками. Все это требует времени», — объясняет депутат муниципального собрания района Пресня Елена Ткач.
По ее словам, в ее муниципалитете средства между народными избранниками решили распределять поровну. При этом Ткач признает, что эффективность работы депутата по надзору за подрядчиками зависит от его совести.
«Есть такие люди, которые подписывают только акт, а за работами не следят, с людьми не общаются», — говорит Ткач.
Депутат муниципального собрания района Печатники Максим Мотин обращает внимание, что муниципальные депутаты перед выборами знали, что будут работать на непостоянной основе безо всяких выплат.
«С другой стороны, мы избирались в других условиях, с другим набором полномочий. Сейчас собираться на заседания собраний, комиссий приходится чаще», — указывает депутат.
По его мнению, проблемы возникают и с распределением средств: народные избранники работают не одинаково, чьи-то комиссии заседают чаще, чьи-то реже, некоторые депутаты нечасто посещают собрание.
«Как решать, сколько кто получит? Если всем платить одинаково, то деньги получат и те, кто работает, и те, кто не работает. Если выплаты определяются количеством подписанных актов, то это действительно похоже на коррупцию.
Я следил за работами, не подписывал акты, пока подрядчики не устранят нарушения. В итоге акты подписал депутат, который даже не живет в районе», — рассказывает Мотин.
Елена Ткач полагает, что разбираться в коррупционности закона мэрии следовало бы в каждом отдельном муниципалитете. На ее взгляд, правильнее было бы, если бы доходная база районов была расширена, а деньги не спускались бы сверху. В этом случае собрание могло бы само решать, на что лучше пустить деньги – на благоустройство или поощрение депутатов.
«Я считаю, что нужно увеличить долю депутатов, работающих на постоянной основе, с 10 до 30%, средства тратились бы более эффективно, а к законности трат было бы меньше вопросов», — уверен Максим Мотин.
По мнению главы политической экспертной группы Константина Калачева, законность выплат депутатам должны определять юристы, но мэрия явно пытается добиться лояльности депутатов.
«(Мэр Москвы) Сергей Собянин до сих пор пересматривает систему договоренностей, доставшихся в наследство от Юрия Лужкова, лояльность депутатов здесь очень важна.
Они могут легитимизировать народный протест по поводу решений мэрии, например о расширении трассы или вырубке сквера. Одно дело, когда протестует инициативная группа граждан, совсем другое, когда к ним присоединяются депутаты. Ради лояльности мэрия готова придумать все что угодно, хоть деревянный велосипед с квадратными колесами», — говорит Калачев.
Эксперт напомнил, что при Юрии Лужкове материальные блага получили депутаты Мосгордумы, весь состав которой стал работать на постоянной основе, то есть получать зарплату. Собянин ограничен в маневре: «Он бы и рад посадить муниципалов на зарплату, но возможности для этого нет, поэтому приходится сочинять разные выплаты».