Тринадцать крупнейших сирийских повстанческих групп заявили, что ни одна зарубежная оппозиционная организация, в том числе Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС), не представляет их интересы. Из групп боевиков, подписавших заявление, как минимум три входят в так называемую Свободную сирийскую армию (ССА), сообщает Reuters. Также коммюнике подписали бригада «Ат-Таухид» — основная повстанческая группировка в провинции Алеппо, джихадисты из «Джебхат аль-Нусра», связанной с «Аль-Каидой» (организация запрещена в России), радикальная группировка «Ахрар Аш-Шам» и вышедшая из состава ССА 19-я дивизия, уточняет ИТАР-ТАСС.
«Национальная коалиция и правительство Ахмада Тумеха нас не представляют, и мы их больше не признаем», — говорится в совместном заявлении.
Кроме того, повстанцы призывают силы, стоящие в оппозиции президенту Башару Асаду, реорганизоваться и объединиться на базе ислама, который, по их словам, является «единственным источником закона», а также перейти под управление боевиков, воюющих «на земле».
«Эти силы чувствуют, что все группы, сформированные за границей и не вернувшиеся в страну, не представляют их <…> Поэтому НКОРС и ее переходное правительство под руководством Ахмада Тумеха… не будет признано», — цитирует Reuters видеозаявление лидера бригады «Ат-Таухид» Абдулазиза Саламе.
Сегодняшнее заявление повстанцев появилось на фоне вспышек насилия между различными фракциями в рядах сирийских повстанцев. В минувший понедельник в столкновениях между повстанцами и соперничающими с ними боевиками «Исламского государства Ирака и Леванта (организация запрещена в России)» (ИГИЛ), связанными с «Аль-Каидой», погибло более десятка человек с обеих сторон. Неделю назад те же соперники вели бои в городе Азаз на границе с Турцией. Боевикам из ИГИЛ удалось выбить из него повстанцев из ССА. В результате после двухдневных столкновений в пятницу стороны объявили о перемирии, однако оно было нарушено.
Напомним, что в середине сентября группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» объявила о начале вооруженных действий против своих бывших союзников — Свободной сирийской армии. Эту кампанию радикалы назвали «Борьба со злом». Позже глава «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири призвал сирийских исламистов бороться как с режимом Башара Асада, так и с оппозицией. ССА, по его словам, ничем не лучше правительственных войск.
«Сирийская оппозиция, и это всем известно, — сборище самых разных людей, которых объединяет одно — стремление убрать официальный режим. После этого они вцепятся друг другу в глотку,
потому что все они видят будущее Сирии по-своему», — считает заместитель директора института востоковедения РАН Владимир Исаев.
«Исламисты видят исламское государство, где нужно всех одеть в хиджаб, вырезать христиан, выкидывать евреев и т. д. Прозападная оппозиция видит Сирию как государство типа Сомали, которое существует де-юре, а де-факто его нет. Третьи хотят пограбить культурные ценности, которые находятся в сирийских музеях, четвертые сводят с кем-то счеты, и так далее», — объясняет эксперт. По его мнению, после свержения Асада «начнется стрельба» и попытка поделить Сирию на анклавы.
«Выльется это в поголовную резню. Как с этим будут разбираться западные страны (вспомним Ливию, Афганистан и Ирак) и будут ли вообще, непонятно. Главная их забота — чтобы эти ребята не полезли дальше за пределы Сирии. А с этим будут сложности. Те, кто был активен в Сирии, будут искать другую сферу приложения сил. Рядом очень неспокойный и слабый Ливан, в котором можно «погулять», есть неустойчивая Иордания», — рассуждает Исаев.
В то же время в понедельник стало известно, что НКОРС готова участвовать в мирной конференции «Женева-2», несмотря на то что ранее оппозиционеры ставили условием своего участия в переговорах уход Башара Асада. Напомним, что российские и американские дипломаты пытаются усадить за стол переговоров представителей властей и оппозицию уже больше года — именно столько времени проведение «Женевы-2» откладывалось по тем или иным обстоятельствам. Замглавы МИД России Сергей Рябков во вторник заявил, что возможность для созыва конференции все же есть, однако уточнил, что для этого потребуется «широкое представительство» сирийских оппозиционных сил.
«Мы считаем, что возможность для созыва «Женевы-2» есть, если представительство оппозиционных кругов будет широким и если получится решить вопрос о том, что оппозиция на этой конференции будет представлена не только Нацкоалицией», — сказал Рябков.
«Кто бы ни приехал на «Женеву-2», они не будут представлять всю оппозицию», — убежден Владимир Исаев.
«Те, кто туда не поедет, а таких очень много, естественно, будут возражать против любых решений, которые там будут приняты, если конференция состоится. Война будет продолжаться», — заключил эксперт.