В Таджикистане во вторник,17 сентября, официально началась предвыборная кампания по выборам президента. Голосование назначено на 6 ноября. Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), крупнейшая оппозиционная организация в стране и единственная официально действующая в Центральной Азии исламская партия, первой выдвинула своего кандидата в президенты.
Делегаты съезда ПИВТ в Душанбе поддержали 65-летнюю беспартийную правозащитницу Ойнихол Бобоназарову, ранее выбранную единым кандидатом от коалиции оппозиционных сил «Объединение реформаторских сил Таджикистана» (ОРСТ). Это первый случай в истории Таджикистана, когда на президентский пост претендует женщина.
«Нелегко, когда исламская партия поддерживает кандидатуру женщины. Я даже не знаю, есть такие примеры или нет. Но, принимая такое решение, мы знаем, на что идем», — признался председатель ПИВТ Мухиддин Кабири.
Бобоназарова опасалась, что ее отказ покрыть голову в соответствии с мусульманскими традициями станет препятствием для выдвижения от ПИВТ. «На съезд ПИВТ я пришла в шляпке европейского стиля. Опасалась, что они не станут слушать женщину. Но я выступала около 15 минут, и они очень хорошо меня принимали», — рассказывает «Гезете.Ru» Бобоназарова.
По ее словам, на съезде поднимался вопрос, разрешает ли шариат женщине быть президентом. В итоге за женщиной признали право баллотироваться, и кандидатуру Бобоназоровой утвердили 496 голосами против четырех.
Исламская партия отступила от традиций и пошла на «нелегкий» выбор ради целей объединенной оппозиции, объяснил Кабири.
Рабочая группа ОРСТ на прошлой неделе назвала Бобоназарову единым кандидатом в президенты от оппозиции. В объединение входят ПИВТ, Социал-демократическая партия (СДП) и множество объединений и общественных деятелей. Оппозиционные силы впервые смогли создать коалицию в истории независимого Таджикистана, на совместных съездах была выработана совместная программа. Аналитики указывали на расхождения интересов светских сил и ПИВТ, считая, что у объединения возникнут проблемы с выбором единого кандидата.
Первоначально в числе основных кандидатов от объединенной оппозиции назывались лидеры ПИВТ Кабири и СДП Рахматилло Зойиров. В сентябре Кабири самостоятельно отказался от выдвижения своей кандидатуры, объяснив тем, что он сам в восприятии электората всегда будет ассоциироваться с исламской партией, что может быть истолковано как замена светского уклада государства религиозным. Зойиров, напротив, заявлял о желании баллотироваться, но в последний момент взял самоотвод «ради сохранения единства в ОРСТ».
«Моя кандидатура не устроила исламскую партию, — пояснил «Газете.Ru» Зойиров. — Доводом было, что считаюсь чрезмерно оппозиционным, что, по их мнению, могло привести к расколу. Они напоминали, что про меня ходят слухи, что я якобы 15 лет являюсь агентом Узбекистана. Кроме того, были опасения, что меня арестуют сразу после моего выдвижения».
Решено было искать компромиссного и беспартийного кандидата, рассказывает «Газете.Ru» член рабочей группы ОРСТ, социал-демократ Амният Абдулназаров.
Кандидатура Бобоназаровой возникла за несколько дней до голосования в ОРСТ, ее поддержали представители ПИВТ и гражданского общества. Абдулназаров считает, что компромисс был найден не слишком удачный.
«Бобоназарова известна как правозащитник, как о политике о ней мало кто знает. Сомневаюсь, что она сможет набрать существенное количество голосов», — говорит Амният. Его коллега по рабочей группе ОРСТ, главный редактор газеты ПИВТ «Нажот» Хикматулло Сайфуллозода, наоборот, считает, что Бобоназарова единственная, кто сейчас может представлять объединенную оппозицию и не привести ее к расколу. В случае победы Ойнихол Бобоназарова станет президентом переходного периода сроком на четыре года. Это было одно из условий при создании коалиции.
Сама кандидат рассказывает, что ей неоднократно поступали предложения баллотироваться в президенты, но до объединения оппозиции она не видела в этом необходимости. «Пять или шесть лет назад были партии, которые предлагали выдвинуть меня в президенты, но я не соглашалась. Сейчас создана коалиция, и, я считаю, сейчас мы имеем шансы добиться реформ», — говорит Бобоназарова. Она полностью поддерживает программу, разработанную ОРСТ, в ней, в частности, предлагается развивать внутреннее производство и сокращать поток мигрантов из Таджикистана в Россию. Правозащитница верит, что сможет выйти во второй тур (по закону второй тур назначается, если ни один из кандидатов не набирает больше половины голосов). «Только у ПИВТ 45 тыс. членов, а еще их семьи, еще СДП», — говорит Бобоназарова. Она признается, что занесена в черные списки республиканского телевидения и появляется только в независимых СМИ.
Эксперты расценили выбор Бобоназаровй единым кандидатом от коалиции как попытку лидеров ПИВТ и СДП свалить вину за неудачу на выборах президента на беспартийную правозащитницу.
«Обе партии никогда не участвовали напрямую в президентских выборах. Возможно, в условиях, когда шансы победить невысоки, они решили выдвинуть представителя от гражданского общества. По крайней мере, в случае поражения они сохранят свое реноме», — полагает глава представительства фонда «Евразия» в Таджикистане Равшан Абдуллаев. Он в то же время признает, что партии с разными идеологическими платформами могли согласовать только кандидатуру беспартийного и умеренного реформатора, какой считается Бобоназарова.
% Эмомали Рахмон, президент Таджикистана с 1994 года, а фактически управляющий страной с 1992 года, пока не объявил о намерении баллотироваться на очередной семилетний срок и сделает это в конце сентября.
Союз молодежи Таджикистана и Федерация профсоюзов, обладающие правом выдвижения кандидатов, проведут съезды в конце сентября. Традиционно поддерживающие Рахмона, они, как ожидается, и в этот раз поддержат действующего президента. Возглавляемая Рахмоном правящая Народно-демократическая партия (НДПТ) соберется на съезд 4 октября, за 33 дня до дня голосования. Президент Таджикистана, хотя и тянет с выдвижением, уже сделал несколько традиционных для него предвыборных шагов.1 августа Рахмон побывал в резиденции Владимира Путина в Ново-Огарево, откуда привез соглашение о беспошлинных поставках нефтепродуктов (ГСМ) и о трудовой миграции, которое продлевает срок постановки на учет ФМС РФ до 15 дней и облегчает легализацию иммигрантам. В обмен Таджикистан обязуется продлить срок пребывания российской военной базы на территории страны. На прошлой неделе парламент Таджикистана обсудил соглашение, хотя ратифицировать его собирается только в октябре, накануне выборов.
Нельзя не расценивать как знак президентских амбиций Рахмона и его обращение к парламенту в апреле этого года. Многостраничное послание президента, в котором были изложены успехи действующей власти и программа на ближайшее десятилетие, приравняли к пятничной молитве и теперь разъясняют прихожанам в мечетях. Кроме того, правительство Таджикистана повысило пенсии и зарплату бюджетникам. А пресс-служба президента на днях распространила сообщение о том, что 62-летний Рахмон лично открыл новый автодром в Душанбе и получил водительские права. Все эти сообщения таджикские СМИ трактуют как готовящееся выдвижение Рахмона.
В Таджикистане зарегистрированы восемь политических объединений, и большинство из них собираются участвовать в выборах, что делает шансы ОРСТ еще более иллюзорными . Во вторник выдвинула своего кандидата и Аграрная партия, имеющая двоих представителей в парламенте Таджикистана.
Представлять аграриев на президентских выборах будет вице-президент Академии сельскохозяйственных наук Толиббек Бухориева. Малозаметная в последние годы Демократическая партия выдвинула своего председателя Саидджафара Исмонова. Бобоназарова в конце 1980-х годов участвовала в создании Демпартии, однако после ареста и вынесения приговора в 2004–2005 годах лидеру партии, полевому командиру в гражданскую войну (1992–1997) Махмадрузи Искандарову, сначала раскололась, а затем снова воссоединилась, но изменила своей непримиримой риторике.
Лояльные власти коммунисты, Социалистическая партия и Партия экономических реформ также обещали выдвинуть своих кандидатов.
По мнению директора Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексея Власова, кандидаты от партий, лояльных власти, могут оттянуть существенное количество голосов у ОРСТ.
Согласно закону Таджикистана с этого дня зарегистрированные политические партии на своих съездах имеют право выдвигать своих кандидатов, у каждого из которых будет потом максимум 25 календарных для сбора подписей избирателей. Кандидату для регистрации в Центризбиркоме в качестве такого нужно собрать подписи не менее 5% избирателей, что составляет 210 тыс. человек.
По действующему избирательному законодательству для выдвижения на пост президента кандидату необходимо собрать 5% подписей от общего числа избирателей, это около 200 тыс. (ЦКВР пока не объявил точное число избирателей по данным на 2013 год). Выборы президента Таджикистана считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей, избранным считается тот, кто набрал больше половины голосов.