1) Допуск на выборы Алексея Навального, Геннадия Гудкова и Евгения Ройзмана
Несистемные кандидаты принимают участие в выборах в ключевых регионах и городах. При этом Алексею Навальному, который претендует на пост мэра Москвы, и Геннадию Гудкову, кандидату в губернаторы Подмосковья, подписи для преодоления муниципального фильтра помогли собрать провластные советы депутатов. Более того, на старте кампании Ленинский суд Кирова приговорил Алексея Навального к пяти годам лишения свободы, кандидат был взят под стражу, но на следующий день освобожден в зале суда.
На выборах мэра Екатеринбурга баллотируется глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман, проблем с регистрацией и выдвижением у него не возникло.
При этом первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин на встрече с политологами заявлял, что Кремль во внутренней политике настроен на конкурентность и прозрачность.
По словам директора Института международной политической экспертизы Евгения Минченко, освобождение Навального после уже оглашенного обвинительного приговора — «центральное событие кампании».
«Наивно думать, что Кремль здесь что-то пропустил, прозевал приговор. Очевидно, что был включен административный и силовой ресурс на раскрутку Алексея Навального.
Интересен состав и цели тех, кто играл в Навального, но пока они неясны», — говорит Минченко.
Он полагает, что участие в выборах Ройзмана обусловлено другими причинами: «И в федеральном центре, и в регионе понимали, что его недопущение на выборы может вызвать серьезное недовольство».
2) Арест на старте кампании экс-мэра Ярославля Евгения Урлашова
Мэр Ярославля Евгений Урлашов был неожиданно арестован, после того как принял решение возглавить список «Гражданской платформы».
Градоначальник был одним из самых популярных в регионе политиков, и его поддержка могла бы привести к победе ГП на выборах в заксобрание (позиции «Единой России» в регионе слабы). По признаниям самого Урлашова, ему в свое время было предложено войти в первую тройку списка ЕР, но он отказался. Сейчас теперь уже экс-мэр находится в СИЗО в Москве, список «Гражданской платформы» снят с выборов, так как финансовая уполномоченная не успела вовремя открыть избирательный счет партии. Представители ГП заявили, что уполномоченная была похищена полицией. Силовики информацию опровергали.
3) Болгарка Николая Левичева
Кандидат в мэры Москвы от «Справедливой России» Николай Левичев поучаствовал во вскрытии полицией квартиры, где якобы хранились незаконные тиражи агитационных материалов другого кандидата — Алексея Навального. Сам Левичев и члены его штаба не скрывали, что все происходит по их заявлению. «Мероприятие» длилось несколько часов, в результате дверь в квартиру, где жили активисты — сторонники Навального, была вскрыта пилой-болгаркой. Происходящее было показано по ТВ с комментариями Николая Левичева и членов его штаба и получило широкую огласку.
«Левичев начинал как хотя бы респектабельный кандидат, но закончил откровенным киллерством. Это сильно ударило по кампаниям партии в регионах, где СР идет в качестве реальной оппозиции, особенно в городах. Конкуренты активно используют эту тему в качестве контрпропаганды», — указывает Минченко.
4) Неудачи «Гражданской платформы» на региональных выборах
Партия Михаила Прохорова «Гражданская платформа», получившая поддержку части местных элит на выборах, столкнулась с жестким противодействием административного ресурса во многих регионах. С выборов были сняты партийный список и ряд сильных одномандатников в Ярославской области, не прошли муниципальный фильтр оба кандидата в губернаторы от ГП — Алексей Кошелев (Забайкалье) и Александр Филиппов (Владимирская область). Кроме того, партия потеряла сильных кандидатов по округам в Якутии, в том числе и бывшего депутата Госдумы Михаила Эверстова. На старте кампании Михаил Прохоров заявлял, что программа-минимум для партии — получение второго места в депутатских собраниях.
Глава политической экспертной группы Константин Калачев считает, что
в части регионов ГП сама допустила ошибки, которые облегчили власти задачу.
«Проблемы запутанности и усложненности выборного законодательства и всяческих барьеров для регистрации кандидатов и ведения полноценной выборной кампании не отменят необходимости следовать закону и учиться работать в любых условиях. Теперь ясно, что центральный партийный аппарат ГП тоже приложил руку к неучастию партии в ярославских выборах. В силу недостатка профессионализма или умышленно. История с нерегистрацией кандидата в губернаторы Забайкалья от ГП тоже говорит, что неправильно всегда и во всем винить только власть. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Надо учиться плавать», — говорит политолог.
5) Снятие партийных списков и сильных кандидатов
Несмотря на регулярные заявления Кремля об открытости, честности и прозрачности выборов, в ряде регионов не были зарегистрированы либо были сняты партийные списки или сильные кандидаты-одномандатники. Показательна ситуация в Хакасии, где республиканский избирком не регистрировал список РПР-ПАРНАС на выборах в заксобрание, несмотря на неоднократные рекомендации Центризбиркома. На выборах в гордуму Рязани до регистрации не были допущены списки «Яблока» и Альянса зеленых, и ряд сильных одномандатников, включая действующего зампреда гордумы Владимира Холопова («Патриоты России») и экс-главу города Семена Сазонова («Гражданская платформа»). Холопову отказали в регистрации из-за того, что избирком не устроила справка с работы, выданная самой же гордумой, Сазонову — из-за якобы несоответствующей пропорции в фотографии и того, что в справке об открытии избирательного фонда в его имени Семён не была указана буква ё. В результате на выборах был восстановлен только Владимир Холопов, сделано это было по рекомендации ЦИК и под занавес кампании.
«Система административного принуждения на выборах уже превратилась в рефлекс, который не перестает работать даже при окликах из Кремля.
Власть создала Франкенштейна, монстра, который уже ее не слушается, а может работать только на запрет и недопуск», — делает вывод руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.
По мнению политолога Алексея Титкова, в большинстве регионов администрации «обеспечивают результаты по старинке».
«Создается ощущение, что в Кремле сделали несколько витрин для демонстрации «новой политической открытости», а в остальных регионах все идет по привычному сценарию», — говорит эксперт.
6) Отмена открепительных удостоверений на выборах в гордуму Волгограда
Центризбирком признал недействительными все открепительные, напечатанные для выборов в гордуму Волгограда. Зампред ЦИК Леонид Ивлев пояснил, что это было сделано по представлению прокуратуры и по просьбе «Единой России». В ходе проверки, проведенной правоохранительными органами, обнаружилось, что территориальная избирательная комиссия Кировского района Волгограда незаконно допечатала 7 тыс. открепительных к имеющимся 15 тыс. Кроме того, прокуратура опросила часть людей, якобы получивших удостоверения, но те заявили, что ничего не получали. На время проверки от работы был отстранен председатель Кировской ТИК. Руководитель межрегионального объединения избирателей кандидат юридических наук Андрей Бузин назвал решение, принятое ЦИК, беспрецедентным.
7) Избиение эсэров в Калмыкии и драка между коммунистами и единороссами в Иванове
В середине августа три активиста, охранявшие баннеры «Справедливой России» в Элисте (Калмыкия), подверглись нападению группы с ножами и битами, получили ножевые ранения и попали в реанимацию. Эсэры заявили, что баннеры пришлось охранять, так как их регулярно снимали. Глава Калмыкии Алексей Орлов (он же возглавляет список «Единой России» на выборах в местный парламент) пояснил «Газете.Ru», что часть подозреваемых в нападении пойманы, но сам скандал он считает «притянутым за уши к политике».
В Иванове произошла драка в подъезде между кандидатами от КПРФ и агитаторами от «Единой России». По словам лидера КПРФ Геннадия Зюганова, активисты ЕР изымали из почтовых ящиков агитацию компартии. По уверению секретаря генсовета «Единой России» Сергея Неверова, кандидаты-коммунисты напали на спокойно развешивающих плакаты единороссов.