Фактически открытое противостояние между командами бывшего и действующего губернаторов идет во Владимирской области и Забайкальском крае. Главы здесь сменились в этом году, а регионам кроме парламентских выборов предстоят еще и губернаторские. Кандидаты, близкие к прежним руководителям, выдвигались и на них, пытаясь преодолеть муниципальный фильтр, но им это не удалось. Так, «Гражданская платформа» безуспешно выдвигала Алексея Кошелева в Забайкалье и Александра Филиппова во Владимирской области. Кошелев занимал пост вице-губернатора при Равиле Гениатулине, Филиппов принадлежит к семье, близкой к экс-губернатору Николаю Виноградову (которого в марте сменила вице-спикер Совфеда Светлана Орлова, баллотирующаяся на выборах главы области 8 сентября). Бывший губернатор Владимирской области в интервью местному телевидению рассказал, что помогал Филиппову в сборе подписей.
Союз коммунистов и прохоровцев
Кошелев и Филиппов сейчас возглавляют списки «Гражданской платформы» на выборах в заксобрания. У экс-глав есть еще одна «дружественная» партия — КПРФ. Николай Виноградов идет первым номером в ее списке на этих выборах. В Забайкалье у коммунистов первым номером значится предприниматель Николай Мерзликин, который также считается близким к Равилю Гениатулину.
«Мерзликин идет и на губернаторские выборы, его можно считать кандидатом от старой команды, но, конечно, не таким близким к губернатору, как Кошелев», — рассказал «Газете.Ru» источник в региональном депутатском корпусе.
Врио губернатора Забайкалья Константин Ильковский заверил, что в регионе нет противостояния между старой и новой командой.
«Равиль Гениатулин занимает нейтральную позицию, нельзя говорить, что он пытается провести в заксобрание своих людей, которые станут оппозицией», — подчеркнул в беседе с «Газетой.Ru» Ильковский.
Открытого противостояния быть не может!
Напряженно проходят выборы в Калмыкии и Башкирии. В столице Калмыкии Элисте были избиты активисты «Справедливой России», некоторые из них получили ножевые ранения. В Башкирии прогремел скандал с видеороликом, в котором якобы чиновники администрации главы республики договариваются о снятии с выборов списка партии народного самоуправления, а потом один из единороссов якобы рассказывает о продаже мест в списке партии власти.
«Единороссы очень боятся проиграть! Если они не получат большинство в новом составе хурала (парламента Республики Калмыкия. — «Газета.Ru»), то им не сойдет с рук беспредел,
который творится при действующем руководстве. Районные администрации получают установки препятствовать встречам наших кандидатов. Историю с избиением подают как бытовую — якобы причина в пьяной ссоре», — заявил «Газете.Ru» кандидат от СР Санал Лиджаев. При этом источник в местной администрации утверждает, что
в хорошем результате эсэров и «Патриотов России» заинтересован экс-президент республики Кирсан Илюмжинов, который находится в напряженных отношениях с нынешним главой Калмыкии Алексеем Орловым.
«Открытого противостояния нет, его и не может быть. И Орлов, и Илюмжинов — единороссы, как единоросс может препятствовать своей же партии? Но напряжение есть, люди, близкие к Илюмжинову, в СР и «Патриотах» есть», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
Эсэры это опровергают
«Мы не команда Кирсана Илюмжинова, мы партия «Справедливая Россия», — заверил Лиджаев.
Отношения между действующим главой Башкирии Рустемом Хамитовым и бывшим президентом Муртазой Рахимовым тоже непростые, однако в открытое противостояние команд на выборах это не вылилось.
«Люди, близкие к Рахимову, в партийных списках есть, но это не направленный поход, не поддержка экс-президентом какой-либо партии», — рассуждает один из региональных депутатов.
По словам эксперта по региональному развитию, экс-федерального инспектора по Башкирии Ивана Огнева, действующему руководству республики вмешательство в выборы Рахимова было бы выгодно.
«На бывшего главу было бы очень удобно свалить свои беды и ошибки, создать образ врага. Но Муртаза Рахимов и его окружение в выборах принципиально не участвуют, бывший президент соблюдает формальные и неформальные договоренности, их цена для него выше морального удовлетворения от возможности лишний раз дать Хамитову ярлык неэффективного менеджера», — объясняет Огнев.
Он добавляет, что оппозиция в Башкирии имеет достаточно сложную конфигурацию, но ее объединяет неприятие политики Рустема Хамитова, а не бывший президент.
В Архангельской области ситуация интереснее. Два последних губернатора региона Николай Киселев и Илья Михальчук были непопулярными главами. Анатолий Ефремов, руководивший регионом в конце 90-х и начале 2000-х годов, умер. Своих людей на выборах в областное собрание продвигает (в том числе через партию «Родина») бывший губернатор Ненецкого автономного округа Алексей Баринов. До победы на выборах в НАО он возглавлял подразделение «ЛУКойла» в Архангельской области и был депутатом заксобрания. Нынешний губернатор Игорь Орлов, назначенный в феврале прошлого года, идет во главе списка «Единой России».
База для реванша
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин связывает активность бывших губернаторов «с возвращением политики на региональный уровень».
«После того как выборы губернаторов были отменены (в декабре 2004 года. — «Газета.Ru»), отправленные в отставку главы опасались оставаться в политике. Сейчас такая возможность появилась. Они смотрят, что можно, что нельзя, пробуют. Ограничения (что продемонстрировало снятие с кампании кандидатов от «Гражданской платформы» в Забайкалье и во Владимирской области. — «Газета.Ru») уже понятны —
нельзя выдвигать своих кандидатов на губернаторских выборах или допускать проигрыша ЕР. Но создать влиятельную фракцию в заксобрании можно», — поясняет эксперт.
По мнению Макаркина, формирование групп влияния экс-губернаторов в региональных парламентах в чем-то даже выгодно Кремлю: бывшие главы — люди системные, на их группу можно будет опереться в случае неудовлетворительной работы действующего руководства.
«После периода «выжженной земли» участие экс-губернаторов в политике кажется новинкой. Пока наиболее активны недавно ушедшие главы — они еще сильны, хотят показать федеральному центру и местным элитам свое влияние. Ранее отправленные в отставку или проигравшие выборы губернаторы, имеющие поддержку определенных электоральных групп, тоже не уходили в никуда», — напоминает Макаркин.
Политолог заключает, что сильные фракции в заксобраниях могут стать хорошими плацдармами для участия экс-главы или его человека в губернаторских выборах.