В Москве кампания врио мэра Москвы Сергея Собянина пока обходится почти без наружной рекламы, однако за несколько недель до выборов городские стройки оказались увешаны социальной рекламой, по стилю перекликающейся с листовками, агитирующими за Собянина.
«В 2013 году будет открыто шесть новых станций», «Метро растет!», «Реконструкция Щелковского шоссе: четыре новые полосы для автомобилей, три новые велодорожки!» — плакаты выполнены на зеленом или белом фоне, шрифт надписей разноцветный — от того же зеленого до ярко-розового.
Вместе с тем, листовки, которые раздают собянинские агитаторы, перекликаются с этими баннерами по стилю: шрифт идентичен, на белом фоне яркими красками изображены силуэты городских зданий, базовые цвета — все тот же ярко-зеленый и белый. Слоган кампании Собянина: «Главное — Москва, главные — москвичи».
На официальном сайте мэрии информация о том, что в Москве появятся такие плакаты, была опубликована 18 июля — тогда на стройплощадке станции метро «Селигерская» врио градоначальника об этом лично доложил его заместитель по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.
Стилевое сходство этих плакатов с предвыборными листовками за Собянина московская мэрия на момент сдачи заметки никак не прокомментировала.
В предвыборном штабе кандидата в мэры Москвы Собянина новость о стилевом сходстве агитации кандидата в мэры с социальной рекламной мэрии восприняли с недоумением. «Мы даже не понимаем, о чем речь», — отметили в пресс-службе штаба.
Согласно закону, нарушением такое стилевое сходство не является, это выяснилось еще два года назад, в ходе думской кампании 2011 года, когда предвыборная агитация «Единой России» в Москве подозрительно напоминала социальную рекламу Мосгоризбиркома с призывом идти на выборы.
Тогда Мосгоризбирком объяснял, что эксклюзивными правами на стилевое решение не обладает, поэтому никаких нарушений закона здесь нет.
Такой прием, как использование социальной рекламы во время предвыборных кампаний де-факто для пиара партии власти или кандидата от власти, часто задействуется на российских выборах, в этом смысле московская мэрия и штаб Собянина ничего нового не придумали.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко сказал «Газете.Ru», что подобная технология «стандартна» для власти.
«На прошлых выборах в Мосгордуму использовали такую же технологию», — отмечает Минченко.
В кампании по выборам 2013 года этот прием используют власти в самых разных регионах,
когда социальная реклама так или иначе перекликается с рекламой «Единой России» или ее кандидатов, отмечает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.
«В Якутии до начала избирательной кампании агитация «Единой России» проходила де-факто: практически все победители праймериз появились на рекламных конструкциях с различными слоганами: «Услышать каждого», «Чистый город начинается с тебя», например, и так далее. В столице Бурятии Улан-Удэ всю весну висели плакаты социальной рекламы, пропагандирующие лозунг «Бурятия — традиции добра». Первоначально баннеры не имели никакой политической окраски. Однако затем начали появляться плакаты «Единой России» со сходным смысловым содержанием — «Единая Россия: добрая традиция», причем некоторые из них были вывешены на трамваях», — приводит примеры Кынев.
Как писала ранее «Газета.Ru», схожая «социальная агитация» была зафиксирована во Владимирской области в пользу врио главы региона Светланы Орловой.