Во многих регионах, где 8 сентября состоятся выборы в законодательные собрания, «Единая Россия» (ЕР) использует в своих слоганах слово «перемены». В Ростовской области партия власти обещает «Перемены без потрясений», а своих кандидатов называет «Командой Дона, командой перемен». «Перемены будут» — заверяют лозунги владимирских единороссов. Их якутские коллеги выступают «За перемены в жизни якутян». Лозунг «За перемены» помещен на баннерах ЕР в Калмыкии.
В том же ключе построена агитация в нескольких областных центрах, где проходят выборы в городские собрания.
«Город ждет перемен» — сообщает агитация волгоградских единороссов.
В Рязани к теме подошли более креативно. Основные лозунги «Новые люди – новые решения», «Новые люди – новый взгляд на город». Эта тема используется и в агитации кандидатов-одномандатников от ЕР.
При этом основу списков «Единой России» на этих выборах составляют действующие депутаты городских и областных собраний. Например, из 20 одномандатников, выдвинутых партией власти в Рязани, 16 – работающие народные избранники. В Ростовской области и Калмыкии на баннерах «за перемены» изображены главы регионов Василий Голубев и Алексей Орлов, которые возглавляют партийные списки. Работают эти губернаторы не первый год.
Под ответственность главы
Главы регионов в этой кампании не сторонятся агитации. Портрет архангельского губернатора Игоря Орлова размещен на баннерах ЕР вместе с соратниками по первой партийной тройке — хирургом Яковом Насоновым и певицей Аллой Сумароковой.
Лозунг гласит – «Люди Севера выбирают «Единую Россию».
Попутно идет фоновая кампания «Твои люди, Север»: на фоне триколора размещены фото ветеранов, учителей, врачей. Кандидатами в депутаты они не являются. Кроме того, некоторые баннеры сообщают о количестве построенных детсадов, школ, жилья. Примерно в том же духе построена партийная агитация ЕР в Башкирии – в ней активно используется образ главы республики Рустема Хамитова и сообщается о достижениях власти. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов просит жителей «поддержать людей дела». Основной лозунг ЕР в Кемерово — «В команде Тулеева, во имя и на благо Кузбасса». В Ивановской области партию поддерживает первый номер в списке, глава региона Михаил Мень, его фото используется в агитации, лозунг кампании таков – «Дело прежде всего».
«Под личный контроль, под мою ответственность», заверяет возможных избирателей ЕР губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко.
Партия без партии
При этом в Смоленской, Ярославской областях и Рязани (где проходят выборы в гордуму) партия власти старается не выпячивать символику в агитации. На последних думских выборах в декабре 2011 года ЕР получила в Смоленской и Ярославской областях одни из самых низких результатов. На билбордах кандидатов от ярославской ЕР на их партийное выдвижение вообще ничто не намекает. Агитация оформлена так: портрет кандидата на белом фоне и его девиз, например: «Защищать ваши права – моя работа».
Баннеры ярославских единороссов оторочены не только синими, но и красными полосами. При этом агитация в красной гамме очень напоминает коммунистическую.
Однако в ряде районов с устойчивыми позициями ЕР партия идет под своим брендом, так, например, происходит в Переяславле-Залесском. Лозунг единороссов здесь – «Команда мэра».
В Смоленской области главный мотор агитации — проект «Народная экспертиза», именно на нем сфокусировано внимание. Стараются не концентрироваться на партийной символике и цветах кандидаты в Рязанскую гордуму.
Схема работает вопреки логике
Эксперты также выделяют в региональной агитации ЕР три линии – заявка на обновление, традиционное использование образов губернаторов и уход от партийной символики.
«Лозунги «за перемены» — это попытка местных единороссов ответить на запросы избирателей, в том числе запрос на обновление.
Насколько это соответствует истине – другой вопрос. Дистанцирование от бренда свидетельствует об очень низком рейтинге партии. Использование образов губернаторов – это традиционный ход, партия всегда ассоциировала себя с руководителями», — рассуждает глава института избирательных технологий Евгений Сучков.
По словам главы политической экспертной группы, экс-руководителя отдела агитации и пропаганды ЦИК ЕР Константина Калачева, по основным мотивам агитационной кампании в регионах можно определить, какая группа политтехнологов работает в регионе – рекомендованная федеральным руководством партии либо нанятая региональной администрацией.
«В свое время тема обновления, перемен задавалась ЦИК ЕР, ее чаще применяют технологи, рекомендованные руководством партии. Несмотря на то что в списках идут в основном действующие депутаты, а значит, единороссы, (они) предлагают не реальные кадровые перемены, а виртуальные, технология работает. Это видно на примере Волгограда, где, по данным соцопросов, рейтинг ЕР пока растет», — указывает эксперт.
Калачев добавляет, что лучше всего эта стратегия работает в регионах, где кампания носит договорной характер и конкуренты не могут перехватить повестку. В Волгограде это пытались сделать коммунисты и «Гражданская платформа», в итоге слоган остался за «Единой Россией».
«Если нет вменяемой контрагитации, то схема работает даже вопреки логике – перемены обещают действующие главы и депутаты, и вопрос, а что мешало меняться раньше, должен возникать одним из первых», — говорит технолог.
Две других стратегии – опору на сильных губернаторов и департизацию агитации в сложных регионах — Константин Калачев называет традиционными ходами ЕР.