Десятая неделя слушаний в Мосгорсуде дела 12 участников «Марша миллионов» на Болотной площади началась с удовлетворения ходатайства адвоката 19-летней Александры Духаниной (Наумовой). Председательствующая по делу судья Наталья Никишина во вторник, 13 августа, разрешила подсудимой переехать к мужу. Ранее, 8 августа, Никишина не нашла причин для переезда и отклонила прошение адвоката Дмитрия Дубровина. Духанина больше года находится под домашним арестом, недавно она вышла замуж за Артема Наумова. Для регистрации отношений также потребовалось решение судьи Никишиной. В пятницу, 16 августа, Духанина переехала к мужу. Удовлетворив одно ходатайство, Никишина на том же заседании 13 августа отклонила все остальные, в том числе не разрешила адвокатам вести видеозапись процесса.
«Разрешение Духаниной жить с мужем — это самое главное, что произошло в суде на этой неделе. Суд затягивается, так что мы радуемся бытовым мелочам», — говорит адвокат Марии Бароновой Сергей Бадамшин.
Сам процесс практически не двигается с места.
Суд находится на стадии изучения доказательств обвинения, которое за год следствия собрало 76 потерпевших и десяток видеоматериалов. На заседаниях часами смотрят видеоматериалы с Болотной площади, снятые 6 мая прошлого года. Однако теперь суд вынужденно отошел от этой практики, поскольку следствие заявляет, что «утратило» часть видеозаписей, которые ранее отсматривало. При этом о том, почему и как именно они были утрачены, неизвестно.
Во вторник в суде продемонстрировали только несколько непродолжительных видеозаписей из интернета, по версии обвинения, доказывающих вину безработного Артема Савелова. «Видео мы сами нашли в интернете и приобщили к делу. На нем видно, что Артем сопротивление сотрудникам полиции не оказывал, но следствие считает иначе», — рассказал адвокат Савелова Фарит Муртазин. На видеокадрах был запечатлен прорыв оцепления ОМОНа возле кинотеатра «Ударник», во время которого Савелов оказался выдавлен толпой за пределы кордона. Видно, как у него слетает ботинок, надев его, Савелов начинает двигаться обратно в сторону площади, при этом во время движения он пропускает полицейского, не трогая его. На другом видео двое сотрудников ОМОНа уже ведут Савелова со скрученными за спиной руками в автозак. (С видеозаписями можно ознакомиться на сайте «РосУзника».)
Обвинение настаивает, что данные видеоматериалы, представленные защитой, демонстрируют, что Савелов вышел за пределы согласованного места проведения акции, проигнорировал требования полицейских, прорвал кольцо оцепления, толкнув неизвестного мужчину на полицейского.
На этом заседание во вторник завершилось, следующее было назначено на четверг, 15 августа, но на нем видеозаписи уже не смотрели. Прокурор зачитывала протоколы осмотра утраченных видеоматериалов.
«В одном из протоколов есть даже описание видео, снятого оперативниками, следующего содержания: Навальный ведет твиттер Навального», — рассказывает адвокат Сергей Бадамшин.
Описания каких видеозаписей зачитываются в суде, сторона защиты не знает. «Следователь Гуркин смотрел какие-то записи с двумя профессиональными понятыми, свои впечатления они изложили на бумаге. Все. В материалах дела указывается только какой-то номер диска», — говорит адвокат Вадим Клювгант. Утрату доказательств адвокат объясняет тем, что видеозаписи доказывали невиновность подсудимых.
В четверг в суде также начали допрос одного из потерпевших — 29-летнего лейтенанта полиции, командира роты второго оперативного полка московской полиции Дениса Моисеева.
Следствие считает Моисеева потерпевшим от действий кандидата физико-математических наук 52-летнего Сергея Кривова. Из материалов дела следует, что Кривов толкнул лейтенанта двумя руками, отчего тот «потерял равновесие». У Моисеева не было зафиксировано травм и ушибов. Потерпевший считает действия Кривова противоправными, об этом он заявил в суде. При этом полицейский с трудом вспоминал свои показания, данные ранее на четырех допросах в Следственном комитете. Например, он не смог вспомнить показания, в которых утверждал, что не получил каких-либо повреждений от действий подсудимого. На вопрос Кривова, «в чем заключалась потеря равновесия после моих действий», Моисеев ответил: «Ну я сделал шаг назад или в сторону». Он сообщил, что во время акции на Болотной площади слышал «неприятные выкрики» в свой адрес.
На просьбу судьи Никишиной привести пример прокурор возразил, что «такие слова» не должны звучать в зале суда. Но Моисееву пришлось ответить. «Меня называли «путинским выкормышем», — сообщил потерпевший.
Допрос Моисеева продолжится во вторник, 20 августа. Он второй свидетель обвинения, который пришел в суд. Ранее был допрошен только сотрудник ОМОНа Андрей Архипов. Он сообщил суду, что людей на скамье подсудимых не знает и пострадавшим себя от них не считает.
На этой неделе от следствия по «болотному делу» ушел один из новых потенциальных фигурантов.
Во вторник стало известно о бегстве из России координатора «Левого фронта» Алексея Сахнина. Опасаясь преследования по «болотному делу», оппозиционер попросил политического убежища в Швеции. Сахнин был одним из первых, у кого прошли обыски по «болотному делу» в июне прошлого года, накануне очередного «Марша миллионов». В начале мая этого года человек, знакомый с ходом следствия, предупредил Сахнина, что принято решение о его задержании. Вскоре подозрения подтвердились, и Сахнин принял решение уехать. В Стокгольме он продолжит работу в движении и попытается привлечь внимание мировой общественности к суду над участниками событий 6 мая 2012 года.
Адвокатов другого координатора «Левого фронта», Сергея Удальцова, Следственный комитет в понедельник обвинил в незаконной передаче в СМИ текстов их подзащитного. Удальцов находится под домашним арестом по обвинению в подготовке к организации беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК). Условиями ареста ему запрещены любые внешние контакты, кроме общения с защитниками. О том, что СК направил в адвокатскую палату жалобу на адвокатов Юрия Воловельского, Викторию Савченко и Николая Полозова, сообщили соратники Удальцова. По делу о массовых беспорядках в СИЗО находятся еще трое членов «Левого фронта»: Леонид Развозжаев, Владимир Акименков и Дмитрий Рукавишников.
В Замоскворецком суде в среду, 14 августа, должен был продолжиться процесс по делу инвалида 2-й группы Михаила Косенко. Он единственный участник событий на Болотной площади, обвиняемый в насилии, опасном для жизни и здоровья сотрудника ОМОНа (ч. 2 ст. 318 УК). Следствие на основании диагноза Косенко «параноидная шизофрения», поставленного Центром им. Сербского, настаивает на его принудительном лечении. Поэтому дело Косенко выделено в отдельное производство и уже десять месяцев слушается в суде. Время, проведенное в СИЗО «Бутырка», не зачтется обвиняемому как срок наказания. Предыдущее заседание, запланированное на 26 июля, отложили из-за неявки потерпевшего бойца ОМОНа Алексея Казьмина. В среду заседание снова перенесли, так как на него не смог прийти ни один из адвокатов Косенко. Заседание снова перенесено на 26 августа.