Международная группа экспертов ООН в ближайшее время отправится в Сирию для расследования предполагаемых случаев применения отравляющего газа зарин на территории страны, охваченной гражданской войной. После пяти месяцев переговоров ООН и правительство Сирии наконец согласовали условия работы группы международных экспертов. «Правительство Сирии официально приняло условия ООН, необходимые для обеспечения надлежащей безопасности экспертов и эффективности миссии», — сообщил заместитель пресс-секретаря генерального секретаря ООН Пан Ги Муна Эдуардо дель Буэй.
«Выезд команды (группы экспертов ООН. — «Газета.Ru) теперь неизбежен», — добавил Буэй.
С просьбой прислать экспертов по химическому оружию к генеральному секретарю две недели назад обратилось правительство Башара Асада. Дамаск утверждает, что вооруженная оппозиция 19 марта этого года применила химическое оружие в пригороде Алеппо Хан-эль-Асаль. Факт использования оружия массового поражения подтвердили выехавшие на место предполагаемого использования зарина российские эксперты. В многостраничном докладе российских специалистов, переданном в июле в ООН, говорится, что повстанцы запустили неуправляемый снаряд «Башаир-3» по городу Хан-эль-Асаль, контролируемому правительственными войсками. В результате применения химоружия погибло 26 человек, 16 из них — военные. Еще 86 человек получили ранения и отравления различной степени тяжести. Согласно выводам российских экспертов, снаряд был изготовлен в кустарных условиях и снаряжен зарином.
Зарин — отравляющее вещество, обладающее нервно-паралитическим действием, было разработано в Германии в конце 1930-х годов в качестве пестицида. Это бесцветная жидкость без вкуса и запаха, которая быстро переходит в газообразное состояние и распространяется в окружающей среде. В Москве считают, что производство снарядов «Башаир-3» предположительно началось в феврале 2013 года бригадой «Башаир аль-Наср», связанной с «Сирийской свободной армией». Антиправительственные силы отвергают обвинения в использовании химического оружия и заявляют, что только режим Асада обладает возможностями и желанием использовать отравляющий газ.
Заявления сирийской оппозиции о применении правительственными войсками химического оружия послужили поводом для задержки инспекции ООН. Франция и Великобритания потребовали, чтобы власти Сирии не только допустили международную группу экспертов в пригород Алеппо, но и позволили комиссии посетить Хомс и Дамаск, где, по данным разведки этих стран, применялся зарин.
Дамаск ответил отказом: как опасаются сирийские власти, выводы экспертов могут быть использованы в качестве предлога для военной интервенции, как это было в Ираке в 2003 году с так называемой пробиркой Колина Пауэлла. В феврале 2003 года Пауэлл, занимавший должность госсекретаря, продемонстрировал членам СБ ООН доказательства, которые должны были убедить собравшихся, что в Ираке режим Саддама Хусейна разрабатывает оружие массового поражения.
Помимо спутниковых фотографий, записей свидетельств анонимных перебежчиков и перехваченных телефонных переговоров Пауэлл показал пробирку с неким веществом — предположительно, с возбудителем сибирской язвы. В марте того же года президент Джордж Буш отдал распоряжение о вторжении в Ирак. Оружие массового поражения у иракцев так и не нашли.
Опасения Дамаска не беспочвенны. В июне американские власти заявили , что у них есть неопровержимые доказательства применения правительственными войсками химического оружия. Соединенные Штаты получили анализ крови, мочи и образцы волос двух сирийских повстанцев, участвовавших в боях с сирийскими правительственными войсками в середине марта этого года к северо-востоку от Дамаска. Анализ этих образцов подтвердил, что боевиков подвергали воздействию зарина.
Белый дом заявил, что правительство Асада перешло «красную линию», и санкционировал увеличение военной помощи сирийским оппозиционерам.
В июне же с подобными заявлениями об убедительных доказательствах применения химоружия выступили министерства иностранных дел Франции и Великобритании.
Как сообщил Буэй, всего поступали сигналы о 13 случаях применения химоружия на территории Сирии. Сирия остается одной из семи стран, которые еще не присоединились к Конвенции 1997 года, запрещающей применение химического оружия.
ООН и правительство Асада договорились, что эксперты будут пытаться выявить только сам факт применения химического оружия, но не будут пытаться установить, какая из сторон его использовала. На таких условия Дамаск согласился на приезд экспертов, которые посетят еще два места, где предположительно использовался зарин. ООН не называет эти районы.
Достигнутая договоренность не противоречит целям и задачам ООН. В 1987 году Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию (А/RES/42/37С), которая носит название «Меры по укреплению авторитета Женевского протокола 1925 года и оказанию содействия заключению конвенции по химическому оружию». Пункт четвертый этой резолюции содержит просьбу генсекретаря ООН проводить расследования на основании сообщений о возможном применении химического и бактериологического или токсичного оружия. Резолюция ограничивает расследования ООН взятием проб на присутствие запрещенных веществ.
Войска Асада потеряли контроль над Хан-эль-Асалем в прошлом месяце, но повстанцы заявили, что не будут препятствовать работе экспертов.
Комиссию ООН возглавит шведский профессор Оке Селстром из Европейского центра передовых исследований в области общественной безопасности и защищенности по инцидентам с применением химических, биологических, радиологических, ядерных и взрывчатых веществ.
Селстром в прошлом был главным экспертом комиссии ООН по Ираку. В состав группы экспертов, которая отправится в Сирию, войдут еще десять химиков. Их личности не разглашаются в целях безопасности.
Согласно достигнутым договоренностям, группа будет работать на территории Сирии 14 дней, по взаимному согласию сторон этот срок может быть продлен.
Упомянутая резолюция (А/RES/42/37С) устанавливает сроки расследования. Окончательный доклад о проведенной работе комиссия должна подготовить в течение 10 дней после окончания инспекции. После этого доклад вместе с прилагаемыми к нему замечаниями, сделанными инспектируемым государством-участником, будет представлен генеральному директору Организации по запрещению химического оружия не позднее чем через 30 дней после инспекции.
Доклад считается конфиденциальным и не подлежит огласке. Окончательный вариант доклада команды профессора Селстрома генсек Пан Ги Мун представит Совету Безопасности ООН, который и будет решать, что делать дальше.