Представители КНДР и Южной Кореи в среду договорились возобновить работу индустриального технопарка Кэсон. В апреле технопарк, расположенный вблизи границы двух Корей, был закрыт по инициативе Пхеньяна. В совместном заявлении говорится, что индустриальная зона в будущем не закроется «ни при каких обстоятельствах», передает южнокорейское агентство Yonhap.
«Соглашение было подписано Ким Ки-Вуном, главой делегации Сеула, и его северокорейским коллегой Парк Чол-Су», — заявил представитель южнокорейского министерства объединения.
Кроме того, в ходе седьмых по счету однодневных переговоров КНДР и Республика Корея договорились об «интернационализации» Кэсона — приглашении иностранных инвесторов, что, как отмечает Yonhap, сделает невозможным повторение апрельской истории с технопарком. На этом был сделан особый акцент, отмечает Yonhap со ссылкой на южнокорейских официальных лиц.
«Юг и Север гарантируют нормальную работу… без влияния какой бы то ни было политической ситуации», — цитирует совместное заявление северных и южных корейцев агентство Reuters.
Контролировать работу промышленного парка в будущем будет объединенный комитет. Он же будет заниматься вопросами компенсации ущерба южнокорейским предприятиям, которые были вынуждены свернуть свой бизнес в Кэсоне.
Однако когда будет открыт технопарк, на переговорах не решили. Было лишь сказано, что восстановление его работы зависит от того, как скоро 123 южнокорейских предприятия, расположенных в Кэсоне, завершат проверку своего оборудования.
Президент Республики Корея Пак Кын Хе приветствовала итоги переговоров. Она надеется, что «сегодняшние переговоры станут началом нового этапа отношений между КНДР и Южной Кореей».
КНДР вывела из Кэсона 53 тысячи своих работников в апреле этого года в разгар усилившейся напряженности между Севером и Югом. Тогда Пхеньян угрожал Вашингтону и Сеулу ядерным ударом. КНДР всячески отрицала свою ответственность за закрытие технопарка, настаивая, что в инциденте виноват Юг, поскольку он проводил с США совместные военные учения, угрожавшие безопасности Севера.
Но на нынешних переговорах, которые южнокорейские дипломаты называли «финальными», как пишет Yonhap, северокорейские представители смягчили тон, согласившись, что обе стороны должны сделать все, чтобы Кэсон больше никогда не прекращал работу.
Индустриальный комплекс Кэсон находится в 12 км от демилитаризованной зоны, разделяющей Северную и Южную Кореи. Большинство работников на предприятиях Кэсона — женщины, работающие на конвейерных линиях сборки. По данным Reuters, c момента своего открытия в 2004 году технопарк ежегодно выплачивал северокорейским властям около 90 млн долларов в виде заработной платы занятых на его производствах рабочих.
Возобновление работы комплекса, указывает Reuters, отвечает политическим интересам Республики Корея, одного из богатейших государств мира, и экономическим интересам бедного Севера.
В начале июня Сеул и Пхеньян также договорились обсудить проблему воссоединения семей, разделенных после военного конфликта 1950–1953 годов (по итогам этой войны Корея была разделена на южную и северную части). Напомним, что формально обе страны до сих пор находятся в состоянии войны, поскольку вооруженный конфликт на полуострове закончился лишь перемирием, а не мирным договором.
Заведующий отделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов отмечает, что Кэсон – стратегически важная зона для обеих стран.
«У Кэсона есть две функции. Первая – чисто символическая, поскольку это значит возобновление как минимум того же уровня отношений, который был до конфликта. Вторая функция – экономическая».
»{Для КНДР} это получение относительно новых технологий и опыта организации труда. Для Северной Кореи это в известной степени способ приучения к определенному уровню дисциплины труда и требованиям, которые есть в Южной Корее. И этот фактор на очень далекую перспективу закладывал метод формирования новых кадров. При возможном объединении через многие десятилетия менеджеры южнокорейского уровня обучали бы тогда других северокорейцев», — объяснил эксперт.
Востоковед подчеркивает, что сегодняшнее соглашение – заслуга отнюдь не только Севера и Юга. «Надо учитывать, что хотя формально это были двусторонние переговоры, здесь большую роль сыграл Китай (который до этого долго вел консультации с Пхеньяном по поводу Кэсона — «Газета.Ru»)», — говорит Маслов. С другой стороны, «довольно активное участие в переговорах с Республикой Корея принимали США».