Московский район Аэропорт — это величественные дома сталинской постройки, вытянувшиеся вдоль Ленинградского шоссе, за которыми скрываются пятиэтажки, построенные во времена Хрущева и Брежнева. Районный актив КПРФ живет в домах и первого, и второго типа.
— Я много лет в театре Станиславского работала, а в войну парашюты для фронта шила, — 88-летняя Ядвига Иосифовна на встречу с кандидатом в мэры от КПРФ явно тщательно выбирала наряд: нитка жемчуга, черно-белое платье, укладка. С черно-белой фотографии, которую она показывает корреспонденту, глядит молодая кокетливая женщина с зонтиком, в длинном платье, больше похожая на западную кинодиву. «Я в КПРФ почти всю жизнь состою», — гордо замечает Ядвига Иосифовна и рассказывает о жизни районной ячейки в наши дни: дарят подарки ветеранам, принимают жалобы населения, жалуются во все инстанции.
Мы разговариваем в сквере у кинотеатра «Баку», где на встречу с кандидатом Мельниковым уже собралось около сотни человек. Молодые активисты торопливо натягивают красно-белые баннеры. У сквера припаркована алая машина, на которой нарисованы серп и молот, многие коммунисты также надели что-то красное — футболку, кепку, платок.
— Товарищи! Не пропустите встречу с зампредом ЦК КПРФ, кандидатом в мэры Москвы Иваном Мельниковым, — в сквер заезжает старенькая «шестерка», в которой сидят представители райкома КПРФ из соседнего района Головинский.
Пришедшие на встречу с Мельниковым люди явно политизированнее и агрессивнее настроены по отношению к нынешней власти, чем потенциальные избиратели Сергея Митрохина, за которыми корреспондент «Газеты.Ru» наблюдала на прошлой неделе.
— Когда митинг против закона о капремонте будет? Мои родители здесь жили, мои деды здесь жили, а меня что, за то что я не могу финансировать капремонт, выселят теперь? – возмущается относительно молодая женщина.
— Безобразие творится. Нынешней власти на людей плевать, я им каждый день пишу про бедственное положение наших ветеранов. Не отвечают! – негодует секретарь райкома КПРФ района Аэропорт Валентина Фокина, пожилая женщина в красной кепке и алом шейном платке.
Люди активно разбирают листовки «Хочу в СССР». Больше всего на эту встречу пришло пожилых людей, но есть и группа молодежи в красных майках.
Иван Мельников пришел на встречу пешком, седовласый, улыбчивый, в галстуке в красную полоску и ослепительно белой рубашке. Сама встреча напоминала сцену из какого-нибудь советского фильма про приезд в далекое село представителя КПСС, которому рассказывают про проблемы «на земле». Рядом с ним шел глава фракции КПРФ в Мосгордуме, молодой депутат Андрей Клычков. Их встретили аплодисментами.
Мельников свою аудиторию явно знал и любил. Он в течение минут 10 изложил основные пункты своей программы по проблемам пенсий, точечной застройки, транспорта, социальных гарантий, тарифов ЖКХ, заявил, что нынешним городским властям москвичи безразличны, и горячо поддержал негодование жителей района бесконтрольным строительством бизнес-центров.
В это время муниципальный депутат района Аэропорт от КПРФ Роман Дьячков объяснял корреспонденту «Газеты.Ru», что стройки беспокоят жителей не просто так: ветхое жилье не расселяется, строительство идет по ночам, высотные объекты «элитной недвижимости» возводят на месте парков, а бизнес-центры провоцируют транспортный коллапс, который и так наблюдается в районе, примыкающем к Ленинградскому шоссе.
— С мигрантами что делать будем? Житья от них нет! – раздался высокий женский голос. И тут толпа взорвалась.
— Выселить их за 101-й километр!
— Что они к нам едут?
— Товарищи! В бесконтрольной миграции виноваты работодатели, которые используют рабский труд и везут к себе нелегалов. Мы будем бороться с ними по закону: депортировать граждан, которые прибыли к нам в нарушение закона, установим реальные квоты… — начал интеллигентно отвечать Мельников, однако его перебили.
— Какие квоты? Нам вообще они не нужны.
— Про налог подумайте! – закричала пожилая женщина, стоявшая рядом с корреспондентом.
— Уже подумали! Введем специальный повышенный социальный налог для тех, кто использует иностранцев, а не российских граждан на работе, пусть нанимать мигрантов станет экономически невыгодно! – живо откликнулся Мельников. Это его предложение толпа встретила аплодисментами, однако отдельные горячие головы, в том числе пожилые люди, продолжили шептаться о посадках.
О наклейках «Хочу в СССР», которые пользовались таким спросом в начале встречи, никто в этот момент не вспоминал.
После встречи в районе Аэропорт кандидат Мельников двинулся в сторону района Ховрино. Корреспондент последовала за кандидатом.
В зеленом парке у памятника защитникам Москвы во Вторую мировую войну собралось чуть более полусотни людей, настроенных по отношению к нынешней власти, впрочем, еще более радикально, чем жители района Аэропорт.
Дело в том, что сквозь район должна пройти одна из частей новой магистрали – Северо-Западной хорды, которая, по задумке московских властей, соединит несколько московских шоссе между Третьим транспортным кольцом и МКАД. Проблема в том, что новая магистраль пройдет через жилые кварталы, в связи с чем этот проект уже который месяц вызывает бурные протесты жителей всех районов, которых планировалось хордой осчастливить.
— Стройка идет прямо под окнами. От дороги до домов расстояние будет около 5 метров — это нарушение всех экологических норм, норм безопасности! – горячо объясняла корреспонденту «Газеты.Ru» активистка Юлия, моложавая женщина с проседью в волосах. — При этом районные власти нас вообще слушать не хотят, ни разу с нами публично не встретились. Конечно, там ведь сплошное кумовство, поэтому такие «проекты» так и продавливаются. Делаем митинг, а журналистам он не интересен — непонятно, как информационную блокаду прорывать. Вот вы можете мне сказать, что делать?
Корреспондент задумалась и посоветовала все-таки ходить на выборы и демонстрировать отношение к власти голосованием, наблюдать за честностью подсчета голосов и ни в коем случае не бросать общественную активность.
Иван Мельников и Андрей Клычков обещали бороться с проектом строительства хорды и пригласили всех на митинг 3 сентября против этого проекта правительства Москвы. Далее вопросы жителей напоминали те же, что звучали в районе Аэропорт: льготы инвалидам, пенсии, высокие цены на продукты. Неожиданно встреча политизировалась.
— Скажите, а как вашей партии можно верить, если вы за последние 13 лет ничего не добились? Если в 1996 году президентские выборы выиграл Геннадий Зюганов, но вы, вместо того чтобы бороться за его победу, признали, что выиграл Ельцин? Вы же всех нас тогда сдали! – предъявил Мельникову претензии молодой человек в черном.
— Провокатор! Агент ФСБ! – закричали на молодого человека представители районной ячейки КПРФ.
— Подождите, товарищи, это хороший вопрос. Я помню те дни 1996 года очень хорошо, и у нас было ощущение на следующий день после второго тура, что чуть-чуть мы недоработали, не хватило вот немного… Уже потом стали вскрываться факты, находили пачки бюллетеней с галочками за Ельцина, переписанные протоколы, но было уже поздно. Что касается нашей борьбы за последние 13 лет – понимаете, у нас не было большинства в Думе. Что может сделать одна фракция? Нам не хватило двух голосов для объявления импичмента президенту из-за предательства ЛДПР! Мы боролись много лет против введения ЕГЭ, и нас смогли передавить только несколько лет назад. Но для того, чтобы в стране начались реальные перемены, вы все должны быть активными, идти на выборы и голосовать за нас, тогда мы сможем сделать больше, — возвысил голос Мельников.
Молодой человек в черном попытался спорить, но в итоге продолжил дискуссию на повышенных тонах с районными коммунистами, доказывая им, что без автоматов власть в стране не сменить.
— Иван Иванович, ради строительства этой хорды московские власти начали незаконный снос наших гаражей на улице Фестивальная. Документов на снос нет, работы начали ночью и снесли половину будки, в которой сидели живые охранники, сейчас жители дежурят и останавливают работы посменно. Пойдемте посмотрим, — предложил под конец встречи один из потенциальных избирателей.
Мельников немедленно согласился и проследовал в полуразрушенный гаражный кооператив. От будки охраны действительно осталась половина постройки: в стене зияет огромная дыра, половины крыши нет. Гаражи полупусты, полиция вмешиваться в процесс не хочет.
— А вот это уже не просто проблема, а настоящий бандитизм. На следующей же неделе свяжусь с генпрокурором по этому вопросу — от меня не отмахнутся. Не волнуйтесь, даже если мэром не стану, я вас не брошу, — этими словами Мельников тронул аудиторию, кажется, больше, чем воспоминаниями о 96-м годе.
На обратном пути кандидату от КПРФ и сопровождавшим его жителям попался агитационный стенд в поддержку действующего мэра Сергея Собянина.
— Позор! Позор! – скандировали жители.
— И много раз в день на вас ругаются? – сочувственно спросила корреспондент.
— Бывает, — вздохнула женщина-агитатор.