— Почему Израиль и Палестина сели за стол переговоров именно сейчас, спустя три года после предыдущей попытки договориться?
— Это связано во многом с тем, что в регионе сейчас неспокойная обстановка: ситуация в Сирии, Египте, Тунисе, проблемы во взаимоотношениях с Ираном.
Круг напряженности, который создается вокруг Израиля, на территории Ближнего Востока, вызывает опасения у Тель-Авива. Ему хотелось бы найти хотя бы одну точку спокойствия. Есть опасность, что и палестинская администрация не сможет удержать власть в своих руках и к власти придут исламисты,
как это произошло в секторе Газа (на муниципальных выборах 2005 года, когда в городах Газа, Калькилия и Наблус движение ХАМАС победило движение ФАТХ, возглавляемое главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом. — «Газета.Ru).
Палестинская светская власть не чувствует себя спокойно. Светский режим Башара Асада (президента Сирии) сейчас трещит. Махмуд Аббас представляет собой светскую ветвь политического истеблишмента палестинской администрации, движение ХАМАС (контролирующее сектор Газа) связано с «Братьями-мусульманами» (организация запрещена в России) — во многом исламистским образованием.
— Но ведь решение Тель-Авива построить свыше 300 домов на Западном берегу Иордана (на территории Палестинской автономии) никак не способствует урегулированию споров, так же как и намерение Палестины в сентябре добиваться в ООН присвоения ей статуса полноправного государства…
— Да, но строительство еще не началось. Я напомню, что, как только в декабре Палестине был присвоен статус государства-наблюдателя, израильское правительство сразу же одобрило это строительство. Это был политический жест. По поводу попыток договориться в ООН — это тоже политическая игра. Палестинскому руководству необходимо совершать хоть какие-то действия, которые поднимали бы его статус. Аббас не может отказаться от этих попыток.
— Что изменилось в отношениях между сторонами за последние три года?
— По сути, ничего не изменилось. Единственное — в Израиле накопилась определенная усталость: на последних выборах тема палестино-израильского урегулирования не была первой среди обсуждаемых, тогда как четыре года назад она была лидирующей.
— Какие проблемы будут обсуждаться?
— Те же проблемы: статус Иерусалима, вопрос возвращения беженцев, вопрос границ [Палестинского государства], вопрос экономического взаимодействия. Но дело в том, что
Махмуд Аббас сегодня не представляет весь палестинский народ, сектор Газа (с территории которого боевики ХАМАС периодически наносят удары по территории Израиля. — «Газета.Ru») управляется другой организацией. Мне непонятно, как договоренность с Аббасом повлияет на развитие ситуации в секторе Газа.
Если будет образовано палестинское государство, как он будет управляться с людьми, живущими на той территории?
— Как вы оцениваете готовность Израиля к уступкам?
— В Израиле нет единого мнения по этому вопросу. Министр юстиции Ципи Ливни, которая возглавляет израильскую делегацию, придерживается более мягкого подхода. Она считает, что мир должен быть достигнут и возможны территориальные уступки. В Израиле еще в 2000 году были готовы отдать половину Иерусалима, и сейчас значимая часть населения страны готова к этому, если это обеспечит мир.
— Как расценивать в этой связи инициированный правительством Израиля закон, согласно которому любые мирные соглашения с Палестиной должны выноситься на референдум? Сложно представить, что народ Израиля согласится передать земли…
— В Осло стороны подписали соглашение, по которому ни одна из них не предпринимает односторонних действий без согласования. Когда Аббас не согласовывает с Израилем свое требование в ООН о статусе Палестины, Израиль имеет право на ответный ход, чем и является этот закон. Кроме того, в сфере публичной политики ни один израильский лидер не может сказать: «А давайте возьмем и эвакуируем людей с территории, которую мы заняли». Израиль показывает готовность к началу переговоров, выпуская 104 заключенных, которые имеют отношение к терактам против гражданского населения.
— Но по сравнению с изменением границ это же малая кровь для премьер-министра Израиля Нетаньяху.
— Да, но палестинский лидер для начала переговоров ничего не готов делать. Это решение ударит по рейтингу Нетаньяху, потому что в тех терактах погибли израильтяне.
— Каковы перспективы мирного соглашения по итогам переговоров?
— У меня нет надежды, что произойдет какой-то прорыв в решении этого конфликта. Я думаю, что совокупного договора заключено не будет, но по некоторым фрагментам могут быть достигнуты соглашения, которые потом могут стать частью комплексного решения конфликта.