Либерализация партийной системы привела к перегруппировке региональных элит, разрушению искусственного конгломерата вокруг «Единой России» и переходу политиков из одной партии в другую, в том числе, в новые проекты (но не в партии-спойлеры). К такому выводу пришла группа экспертов в лице руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, эксперта по избирательному законодательству Аркадия Любарева и кандидата юридических наук Андрея Максимова, которые подготовили соответствующий доклад для Комитета гражданских инициатив (текст есть в распоряжении редакции).
Если 14 октября 2012 года в разных регионах в зависимости от даты начала конкретной избирательной кампании в выборах могли принимать участие от 16 до 27 партий, то на выборах 8 сентября 2013 в разных регионах могут принимать участие от 48 (к примеру, в назначенных 30 и 31 мая выборах губернаторов Хабаровского и Забайкальского краев) до 54 партий, отмечается в докладе. По мнению экспертов, опять-таки в отличие от ситуации осени 2012 года у ряда новых проектов есть шансы выступить довольно заметно в силу того, что за год активизировался процесс политической конкуренции, хотя бы на региональном уровне.
«Стремление к мобилизации административно зависимых и конформистски настроенных категорий избирателей при одновременной демотивации протестного электората предопределило многие конкретные избирательные технологии, в частности, перенос выборов на второе воскресенье сентября и попытки публичной дискредитации любой оппозиции при одновременном распылении протестных голосов (через спойлерские технологии, маскировочные технологии, имитацию протестной риторики и т. д.).
Однако, несмотря на данные технологии, изменение формата партийной системы и количества зарегистрированных партий, очевидно, уже начали приводить и к качественным изменениям, которые, по нашему убеждению, будут усиливаться», — в частности, пишут эксперты.
Под качественными изменениями авторы доклада подразумевают постепенное разрушение искусственных конгломератов элитных групп и личных клиентел конкретных политиков, которые возникали под формальными партийными вывесками в условиях ограниченной конкуренции и управляемой партийности. При наличии лишь семи разрешенных и жестко контролируемых государственной бюрократией партий и растущего внедрения пропорциональной избирательной системы происходило фактическое разрушение ранее сложившейся партийной системы и обезличивание партий. В итоге протестного избирателя и недовольные элиты все меньше интересовали идеологические позиции противников «Единой России», что привело к событиям на кампании по выборам в Госдуму 2011 года. Теперь ситуация радикально изменилась: авторы доклада фиксируют отток представителей региональных и местных элит практически из всех парламентских партий.
«Не только целый ряд новых партий («Гражданская платформа», «Альянс зеленых — Народная партия» и др.), но и традиционные партии-аутсайдеры («Яблоко» и «Патриоты России») в некоторых регионах наполняются значимыми региональными игроками, способными привлечь к себе внимание избирателей, финансовые и медийные ресурсы. Причем в некоторых регионах как серьезный игрок может выступать партия, в других регионах выступающая в качестве спойлера», — отмечают авторы доклада.
По их мнению, при этом характерно, что губернаторы пребывают в растерянности, так как не понимают больше, насколько для федерального центра и для них значима внушительная победа «Единой России», а также не понимают, как себя вести еще с одним новым игроком, который, впрочем, находится вне партийного поля, — с «Общероссийским народным фронтом».
В результате главы регионов начинают сознательно поддерживать несколько разных партий на выборах, что создает дополнительное «окно возможностей» для разных партийных проектов и развития политической конкуренции, хотя и рушит сложившийся политический баланс и не дает консолидироваться протестному электорату вокруг одного проекта, отмечается в докладе.
Одним из бенефициаров нынешних выборов 8 сентября может оказаться «Гражданская платформа», которая сейчас конкурирует со «Справедливой Россией» за право быть партией «второго выбора» для региональных и местных элит, которые покидают «Единую Россию».
«Идут процессы фрагментации партийной системы и региональных элит. Разнородные местные элитные коалиции, ранее консолидировавшиеся на базе «Единой России», постепенно разрушаются.
Там, где серьезных расколов в элите нет, «партия власти» сохраняет свое положение. Однако в тех местах, где налицо явные противоречия между финансовыми и политическими группами, они все чаще «разбегаются» по разным партиям и приобретают определенный политический окрас. Тем самым сама партийная система усиливает элитные расколы. Очевидно, что за разбросом заметных политиков по разным партийным спискам следует неизбежный переток голосов избирателей, а также финансовых и медийных ресурсов (также меняющих электоральный расклад). Поэтому уже сегодня можно прогнозировать, что результаты ряда непарламентских партий в сентябре могут быть существенно улучшены по сравнению с прошлым годом, а случаи преодоления ими избирательного барьера могут быть уже не единичными», — подытоживают авторы доклада.
Вместе с тем эксперты отмечают, что вопрос легитимности выборов по новым правилам остается открытым из-за электоральных фильтров, которые власть ставит перед участниками выборов: это и избыток документации, которая требуется для регистрации кандидатов, и введение в мае 2011 года ограничения права быть избранными для граждан, которые когда-либо были осуждены к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, и завышенный «муниципальный фильтр» на выборах губернаторов, и перенос единого дня голосования на начало сентября, что работает на снижение явки на выборах.
Что касается новых проектов, выполняющих роль спойлеров, то их ключевым отличием становится использование «пакетной» технологии выдвижения кандидатов: в разных регионах на выборы идут практически одни и те же люди, пишут авторы доклада.
Использование властью админресурса на этих выборах сместилось с борьбы с регистрацией неугодных партий на борьбу с самовыдвиженцами, хотя в ряде регионов в качестве самовыдвиженцев баллотируются и члены партии «Единая Россия» с целью скрыть свой партийный статус и дистанцироваться от партии власти. Например, в качестве самовыдвиженца баллотируется в Москве врио мэра единоросс Сергей Собянин.
«В нынешней кампании общая картина по регистрации еще не ясна, однако завершившаяся регистрация кандидатов в Смоленской области свидетельствует о серьезном неблагополучии. Всего в области на 24 мандата претендовало 35 самовыдвиженцев. Однако 22 из них получили отказы в регистрации и еще 8 не сдали документы на регистрацию. Зарегистрировано всего пять самовыдвиженцев, и таким образом отсев среди них на стадии регистрации составляет 86%. На региональных выборах в октябре 2012 года наибольший отсев среди самовыдвиженцев был 82% (в Краснодарском крае)», — фиксируют возможное использование админресурса властью авторы доклада.
Наконец, перенос единого дня голосования на 8 сентября ставит всех без исключения политических игроков, особенно новичков, в неудобное положение, так как в итоге кандидатам приходится активно вести кампанию в марте — апреле, при этом вести ее в июле — августе, то есть, в собственно агитационный период, напротив, бессмысленно, считают эксперты: «Не случайно целый ряд региональных изданий посвятили специальные материалы вопросу о том, где же выборы и почему общественность не видит реальной предвыборной работы».
Единственный плюс дня голосования в сентябре и фактического смещения сроков избирательной кампании получили проигравшие праймериз единороссы, так как фактическая агиткампания проходит задолго до официального старта выборов и у них появляется шанс найти себе другого политического партнера.
«По сути, сама партия власти облегчила переход внутренней оппозиции в иные политические проекты», — пишут авторы доклада.
«Та партийная система, которую мы наблюдали последние годы, претерпевает глубокую внутреннюю трансформацию, происходит как перерождение системных партий, так и наращивание потенциала новых проектов. Возможное успешное выступление в сентябре некоторых новых партий может стать спусковым крючком, после которого в них могут хлынуть представители региональных элит и внутренней оппозиции той же «Единой России», которым больше нет смысла принуждать себя находиться в партиях, в которые их загнала система нулевых», — отмечает Александр Кынев.
«Что касается всех «системных» партий, чтобы выжить, им придется усиливать идеологическое позиционирование, работу с кандидатами. Мы видим, что партии власти все больше не удается сохранять свое положение в качестве партии — конгломерата элит, хотя и протестный потенциал теперь будет трудно сосредоточить вокруг одного проекта. Что касается партий-спойлеров, то мы видим, что представители элит в новых условиях выбирают содержательные с той или иной позиции проекты, а те, за которыми ничего нет, кроме пустоты, остаются невостребованными. В целом мы находимся в начале большого пути».