Бывший технический сотрудник Агентства национальной безопасности США Эдвард Сноуден, вот уже несколько недель живущий в транзитной зоне московского аэропорта Шереметьево, написал представителю ФМС ходатайство о предоставлении ему временного убежища в России. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на адвоката, члена Общественной палаты Анатолия Кучерену. Сноуден обратился к адвокату за юридической помощью после встречи с российскими правозащитниками в минувшую пятницу.
«Заявление он оформил при мне, так как было очень много законодательных и юридических вопросов и это было его условие, поэтому я приехал на встречу с ним», — сказал Кучерена, пообщавшись со своим клиентом в Шереметьево. Адвокат добавил, что Сноудену пришлось заполнить документы, в том числе подробную анкету на 15–20 листах.
По словам Кучерены, бывший сотрудник Агентства национальной безопасности, рассказавший СМИ о методах работы американских и британских спецслужб, претендует на статус, относящийся к категории «временное убежище», который будет по необходимости продлеваться. О статусе беженца речь пока не идет.
Отвечая на вопрос о том, когда именно можно ожидать ответа от Федеральной миграционной службы, Кучерена сказал, что надеется увидеть его уже скоро.
Он также добавил, что, по его мнению, ведомство должно удовлетворить ходатайство Сноудена, «потому что он действительно находится в очень тяжелой ситуации».
«Его преследует американское правительство — так он написал, я цитирую, — и он боится за свою жизнь, свою безопасность, боится, что в отношении него будут применены пытки или смертная казнь», — сказал Кучерена в интервью телеканалу «Россия-24».
Адвокат также добавил, что до тех пор, пока ФМС не ответит на запрос Сноудена, экс-сотрудник Агентства национальной безопасности будет находиться в транзитной зоне аэропорта Шереметьево, куда он прилетел еще три недели назад.
23 июня Сноуден вылетел из Гонконга в Москву, намереваясь потом пересесть на рейс в Гавану. Но его паспорт был аннулирован американскими властями, когда самолет еще находился в воздухе. И с тех пор американец живет в одном из терминалов московского воздушного узла.
В минувшую пятницу Сноуден встретился в аэропорту с российскими правозащитниками и юристами и объявил, что намерен получить убежище на территории РФ. После этого бывший сотрудник Агентства национальной безопасности обратился к Кучерене за помощью и разъяснением условий, на которые он может претендовать в России.
Как объясняет зампред комитета «Гражданское содействие» Елена Буртина, формально у граждан, претендующих на защиту в РФ, есть три возможности: политическое убежище, временное убежище и статус беженца. На практике, однако, выбор сводится к двум последним вариантам — политическое убежище в России выдавалось лишь однажды, его получил первый президент Азербайджана Аяз Муталибов.
Статус беженца дается людям, которые преследуются в своей стране на почве этнической, расовой, гражданской, религиозной или социальной принадлежности. «Это полноценный статус, дающий в России те же права, что и гражданам РФ, кроме политических. На практике это не так: беженцы не получают жилье и социальные гарантии, поскольку они даются по регистрации, которой не дается беженцам», — объясняет Буртина.
«Временное убежище — это дополнительная форма защиты, которая предоставляется, когда человек не соответствует критериям понятия «беженец», но есть какие-то гуманные причины, по которым нельзя депортировать его в страну. Могут быть другие обстоятельства — закон не ограничивает ФМС в выборе этих гуманных причин», — говорит эксперт.
В отличие от статуса беженца, временное убежище дает гораздо меньше социальных гарантий; фактически они исчерпываются разрешением пребывать на территории страны, трудиться без разрешения на работу и получить полис медицинского страхования, говорит Буртина. Такой статус предоставляется на короткий срок — от месяца до года, однако по истечении этого периода можно вновь обращаться в ФМС с просьбой продлить защиту.
«Что касается сроков принятия решения, то по закону миграционной службе на это отводится три месяца, но это не значит, что она не может принять решение быстрее. Допускается возможность продления этого срока еще на три месяца. То есть максимальный срок рассмотрения заявлений по убежищу — шесть месяцев. Раз тут политический характер дела, наверное, они не будут рассматривать его слишком долго», — полагает эксперт.
«При желании начальства» вопрос о предоставлении убежища может быть решен хоть за неделю, «хоть за пять минут», не исключает Буртина.
«Если речь идет о временном убежище, то это не вопрос президента, это рассматривается на уровне ФМС, даже не на уровне руководителя ведомства», — цитирует РИА «Новости» пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова.
В начале июня Владимир Путин уже объяснил, при соблюдении каких условий Сноуден может остаться в России. «Если он захочет куда-то уехать и кто-то его примет — пожалуйста. Если он захочет остаться здесь — есть одно условие: он должен прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнерам, как это ни странно прозвучит из моих уст», — заявил тогда президент.
По словам Анатолия Кучерены, экс-сотрудник ЦРУ обещал, что не будет своими действиями наносить вред интересам США. «Я задал ему прямой вопрос - будете ли вы соблюдать условия, которые выдвинул вам для предоставления убежища президент России? На это он ответил: «Я буду выполнять это условие», - сказал адвокат в интервью агентству «Интерфакс».
В свою очередь, представитель Белого дома Джей Карни заявил, что Сноуден должен быть выслан из России в США и предстать перед судом. «Он - не правозащитник и не диссидент. Его обвиняют в утечках секретной информации», - сказал Карни журналистам.