В ночь на субботу 160 тысяч военных в Восточном и частично в Центральном военном округах были внезапно приведены в боевую готовность и выведены на полигоны. Соответствующее поручение Владимир Путин дал министру обороны Сергею Шойгу в пятницу.
Президент поручил Минобороны провести внезапную проверку Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Забайкалье и на Дальнем Востоке, и довести его приказ до всего личного состава в час ночи с 12 на 13 июля, передает РИА «Новости».
Путин, помимо прочего, потребовал отработать методы по спасению на море транспортных средств, в том числе подводных лодок.
«Проведите также мероприятия, связанные со спасением на море и спасением транспортных средств, в том числе и подводного флота», — сказал Путин. Он не исключил, что посетит нынешние учения. Однако к вечеру субботы президент лично на месте пока не проверял исполнение своего поручения. Впрочем, время у верховного главнокомандующего еще есть: как отмечают в пресс-службе Минобороны, учения продлятся неделю и завершатся 20 июля.
О конкретных задачах командующие войсками ВВО узнали только после начала самой проверки. В случае внезапных учений командующий состав получает задание из Генштаба в секретном пакете.
Из сообщения, распространенного Минобороны, следует, что «главной целью проводимых мероприятий является проверка готовности подразделений выполнять задачи по предназначению, а также оценка уровня обученности личного состава, технической готовности и укомплектованности соединений и воинских частей вооружением и военной техникой». Отмечается, что во время учений военные совершат переброску более чем на 3 тысячи километров.
«Всего для перевозки войск, которые спланированы в соответствии с решениями командующих войсками военных округов, поданы 700 железнодорожных платформ и 50 вагонов», — доложил в субботу Сергею Шойгу его заместитель генерал армии Дмитрий Булгаков. — «Темп перевозки войск составляет 1000 км/сутки вместо 650 км/сутки, предусмотренных плановыми показателями». Одна из задач — переброска подразделения общевойскового соединения ВВО, дислоцированного в Хабаровске, на остров Сахалин (сначала по железной дороге до Ванино, а затем четырьмя морскими паромами в порт Холмск острова Сахалин).
Проверка боеготовности ВВО, к которой первоначально привлекли 81 тысячу человек, а к утру субботы — уже 160 тысяч, стала самыми масштабными учениями после 1991 года.
«Общая численность привлекаемых к проверке боеготовности войск составила на вчерашний день до 81 тысячи военнослужащих, на сегодняшнее утро — до 160 тысяч военнослужащих, около одной тысячи танков и боевых бронированных машин, 130 самолетов дальней, военно-транспортной, истребительной, бомбардировочной и армейской авиации, а также до 70 кораблей и судов Военно-морского флота», — рапортовал министр обороны.
Тихоокеанский флот развернет в Охотском море 6 корабельных группировок.
В составе корабельных ударных и корабельных поисково-ударных групп привлечены гвардейский ракетный крейсер «Варяг», большие десантные корабли «Ослябя» и «Николай Вилков», большие противолодочные корабли «Маршал Шапошников» и «Адмирал Виноградов», эсминец «Быстрый», малые противолодочные корабли «Метель» и «Усть-Илимск», ракетные катера и суда обеспечения.
В субботу в ситуационном центре Минобороны Шойгу в открытом режиме провел селекторное совещание, на котором оценивался ход проверки войск. Впервые за всю серию крупных и внезапных учений после отставки Анатолия Сердюкова к освещению работы центра были допущены представители СМИ.
Впрочем для самих военных в ВВО проверка вряд ли стала совсем уж неожиданной. Ранее подобные учения были проведены в других округах. «Мы с вами провели несколько внезапных проверок и связанных с ними последующих учений Южного военного округа, Западного и Центрального. Практика показывает, что эти мероприятия чрезвычайно полезны и эффективны с точки зрения выявления проблем и последующего их устранения», — сказал Путин в пятницу, на рабочей встрече с Шойгу в ходе поездки в Белгородскую область.
Внезапные проверки российских войск начали проводить с февраля 2013 года.
Последняя состоялась 10 июня. Тогда авиабазы в Карелии, в Ленинградской и Мурманской областях были подняты по тревоге. В соответствии с планом внезапной проверки, командованию ВВС и ПВО Западного военного округа было предписано передислоцировать авиационную технику с базовых аэродромов на запасные и оперативные аэродромы — об этом говорилось в сообщении Генштаба.
27 мая четыре полка ПВО в рамках внезапной проверки были переброшены на полигон Ашулук (Астраханская область) для отражения массированного ракетного удара. Во время учений в воздух были подняты 185 боевых самолетов и задействованы 240 боевых бронированных машин.
В конце марта президент неожиданно отдал приказ о начале учений в районе Черного моря. Тогда были задействованы около семи тысяч человек, 30 кораблей, около 250 бронемашин, до 50 артиллерийских орудий, до 20 боевых самолетов и вертолетов, войска быстрого развертывания, ВДВ, а также силы специального назначения. Приказ немедленно развернуть учения Путин отдал, находясь в воздухе, когда возвращался с саммита БРИКС в Южной Африке. В Москве в это время было 4 часа утра (28 марта). «В целом считаю, что весь личный состав с поставленными задачами справился. Хочу поблагодарить Министерство обороны, руководство Генерального штаба, личный состав Южного военного округа, Воздушно-десантных войск, ВМФ (Военно-морского флота), спецподразделений», — резюмировал Путин на совещании по итогам военных учений на юге России в марте.
Впервые же подобные незапланированные маневры российской армии прошли в феврале этого года и по приказу самого Сергея Шойгу, который занял этот пост в ноябре 2012-го, после отставки Анатолия Сердюкова. Тогда учения состоялись в Центральном военном округе и преподносились СМИ как крупнейшие за 20 лет. Теперь крупнейшими за 22 года будут считаться учения в ВВО, приказ о начале которых отдал лично Путин. Сам президент ранее говорил, что «смысл таких мероприятий заключается в выявлении слабых мест, в глубоком, тщательном и объективном анализе ситуации с тем, чтобы совершенствовать структуру и боевую работу всех подразделений».
Эксперты согласны, что подобные незапланированные маневры армии позволяют объективно оценить информацию, но вместе с тем напоминают, что сопоставимые по масштабам учения проводились и при ушедшем в отставку Сердюкове.
«У армии по идее должно быть два состояния, одно из которых военное. Готовность воевать развивается в подобного рода интенсивных учениях. Внезапные проверки нужны, учитывая, что у нас ВВО достаточно проблемный: малочисленное население и сильные соседи», — сказал «Газете.Ru» Руслан Пухов, руководитель Центра анализа стратегий и технологий.
При этом он отмечает, что то значение, которое публично придается властями серии учений этого года, говорит о том, что в этом есть не только доля демонстрации силы, но и пиара.
«На самом деле, сопоставимые по масштабам учения проводились и раньше, при Анатолии Сердюкове. Надо сказать, что по-настоящему тренироваться российская армия начала после августовской войны 2008 года.
Сейчас Шойгу просто продолжает начатое», — говорит Пухов. При этом, по мнению эксперта, России не стоит «заигрываться с романтическим милитаризмом». Собеседник «Газеты.Ru», побывавший на одних из последних внезапных учений, рассказал, что подобные же учения (сценарий, задачи) проводились еще советским командованием 20 лет назад.
«Уровень боеготовности должен поддерживаться не просто от случая к случаю, а постоянно. И то, что Путин регулярно проверяет боеготовность российской армии, — это очень хорошо. Сейчас, видимо, будет возможность у Восточного округа себя показать», — говорит руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
«Учения позволяют составить представление о том, в каком состоянии находится армия, какие ее сильные и слабые стороны и насколько будут готовы войска в условиях внезапно начавшейся войны», — сказал «Газете.Ru» главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. Он отметил, что подобное внезапное приведение в боеготовность применяется сейчас во многих странах мира.