Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Демократия чревата напряжением элит

Выборы мэра Москвы пока что разыгрываются по демократическому сценарию

Выборы в Москве идут по демонстративно демократическому сценарию, ранее анонсированному первым замглавы администрации президента Вячеславом Володиным. В регионах же ослабление контроля над вертикалью власти привело к внутриэлитному напряжению. Эксперты считают, что на нынешних выборах власть опробует новую тактику — даcт оппозиции возможность участвовать в выборах и проиграть их. Это сыграет на руку власти больше, чем победа единороссов с результатом 70%.

Демократия в Москве

Мосгоризбирком вечером 11 июля завершил прием документов на регистрацию кандидатов в мэры столицы. В итоге подать бумаги успели 13 человек из 40, ранее сообщивших о желании баллотироваться на пост главы города. Среди них самовыдвиженец, единоросс, врио мэра Сергей Собянин, оппозиционер Алексей Навальный, зампред ЦК КПРФ Иван Мельников, председатель «Справедливой России» Николай Левичев, кандидат от ЛДПР Михаил Дегтярев, лидер «Яблока» Сергей Митрохин.

Для того чтобы зарегистрироваться кандидатом на городских выборах, политикам необходимо было собрать минимум 110 подписей муниципальных депутатов.

Среди не прошедших «фильтр» общественный деятель Алена Попова, целитель Светлана Пеунова, представитель партии «Альянс зеленых» Глеб Фетисов, музыкант Сергей «Паук» Троицкий.

За несколько дней до окончания сбора подписей первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин на встрече с политологами заявил, что новыми политическими установками Кремля во внутренней политике являются курс на ее конкурентность, прозрачность, а также на легитимность выборов. По мнению Володина, опыт Собянина, который призвал муниципальных депутатов-единороссов помочь собрать подписи Навальному, и врио губернатора Московской области Андрея Воробьева, сделавшего аналогичный жест в адрес кандидата от «Яблока» Геннадия Гудкова, было бы полезно распространить и на другие регионы, чтобы представители оппозиции были допущены к выборам.

Не все регионы, впрочем, это услышали: так, в Забайкальском крае за якобы брак в муниципальных подписях был снят с предвыборной гонки кандидат от «Гражданской платформы» Алексей Кошелев.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко в разговоре с «Газетой.Ru» согласился, что пока события вокруг кампании на выборах мэра Москвы выглядят тестовым вариантом использования такого подхода, критиковать который оппозиции будет крайне сложно.

«Характерно, что подписи помогли собрать только более или менее серьезным конкурентам Собянина, например Навальному, а Поповой помогать не стали. Поэтому можно говорить о том, что кому-то помогают принять участие в выборах, кому-то – нет. Пока с точки зрения допуска оппозиционных кандидатов нынешние выборы выглядят более демократично, чем прошлогодние. Второй тренд, более заметный на региональных выборах, – курс на создание коалиций между партиями. Например, характерны ситуации, в которых губернатор-единоросс выдвигает на пост сенатора представителя «Справедливой России» и наоборот. Третий тренд – это ограничение в использовании административного ресурса ради повышения легитимности выборов, чтобы не было вопросов к их результатам», — говорит Минченко.

Политолог Александр Морозов, впрочем, призывает не обольщаться заявлениями Старой площади: «Мы все много раз были обмануты перед выборами».

«Пока мы не знаем, какой приговор Навальному прозвучит 18 июля, и до этого приговора мы не можем сказать, будут ли выборы конкурентными. Да, Володин сделал заявление, что, мол, не надо ограничивать возможность участия в выборах оппозиционных кандидатов, но в ходе самой кампании могут быть применены такие административные технологии, которые это участие по факту обнулят. Надо посмотреть, как будут развиваться события: перед каждыми выборами власть делает заявления о том, что примет меры по повышению их легитимности, но по факту эти меры оказываются фальшивыми», — предупреждает Морозов.

Напряжение в регионах

На фоне демонстративно либерального хода московской выборной кампании в регионах, особенно в тех, где 8 сентября состоятся выборы, нарастает напряжение внутри элит. Именно внутриэлитные конфликты, а не протестные настроения избирателей могут представлять главный риск для власти на грядущих выборах и повлиять на их результаты, говорит собеседник издания, близкий к администрации президента.

Источник отмечает, что из регионов, где идет эскалация внутриэлитных конфликтов, в предвыборный период можно отметить Ярославскую область. Здесь год длилось противостояние мэра Евгения Урлашова, возглавляющего сейчас список партии «Гражданская платформа» на выборах в облдуму (в настоящее время Урлашов находится в СИЗО, его обвиняют в вымогательстве взятки), и губернатора-единоросса Сергея Ястребова.

В Забайкальском крае не все представители элит спокойно восприняли приход «варяга» — справедливоросса Константина Ильковского, а во Владимирской области – назначение врио такого же «варяга» Светланы Орловой. Стоит отметить, что во Владимирской области одновременно с выборами губернатора состоятся выборы в региональное заксобрание.

В Екатеринбурге выборы в гордуму идут на фоне судебного процесса над Аксаной Пановой, экс-владельцем издания Ura.Ru, сейчас владельцем оппозиционного губернатору Евгению Куйвашеву ресурса Znak.Com, а также конфликта областной администрации с мэрией уральской столицы. О своем намерении выдвинуться в мэры Екатеринбурга и председатели гордумы уже заявил справедливоросс Александр Бурков; возможно, в выборах будет участвовать и президент фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман.

Минченко констатирует, что внутриэлитное напряжение действительно возросло, особенно в тех регионах, где к власти недавно пришли новые губернаторы-«варяги», которые устанавливают собственные порядки и делают ставку на своих людей, что нарушает баланс сил. Также в ряде регионов во власть хотят прийти и новые представители элит, накопившие в нулевые годы экономическое влияние, которое они теперь хотят конвертировать в политическое, отмечает политолог.

«В Иркутской области новый губернатор Сергей Ерощенко сделал ставку на элиту, близкую к экс-губернатору Борису Говорину (возглавлял область с 1997-го по 2005 год), в ряде других регионов новые губернаторы сделали ставку на элиты еще более старых созывов, что не нравится другим элитным группам. Политическое давление из центра на регионы уменьшили, и обострение региональных конфликтов логично: чтобы региональная политика стала саморегулируемой системой, этот период должен пройти», — говорит Минченко.

«Регионам дали больше самостоятельности, но повысили и их ответственность за принимаемые решения», — сказал изданию источник в администрации президента.

Напряжение в региональных элитах является логичным следствием политики ослабления жесткого контроля за регионами и установки на то, чтобы региональные элиты сами решали свои проблемы, отмечает другой собеседник издания, близкий к Старой площади. По мнению собеседника, сейчас элитам предстоит научиться договариваться, также происходит логичный процесс переформирования властных кланов: так как больше не существует какого-то одного, который бы жестко поддерживался Москвой, общий язык с той же администрацией ищут самые разные группы, конкурируя между собой. В предвыборный период все конфликты обостряются, отмечает собеседник.

Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев сказал «Газете.Ru», что в этом году регионов, где протестные электоральные настроения избирателей накладываются на внутриэлитный конфликт (и в которых при этом в сентябре состоятся выборы), довольно много. Поэтому власти не будет так легко одержать победу, как на выборах осенью 2012 года.

«Мне кажется, что важным трендом сейчас является оживление политической жизни в принципе, не только на федеральном, но и на региональном уровне. Начинает появляться эффект от регистрации новых партий, начинают появляться новые проекты в то время, как власть, как мне кажется, самоуспокоилась от собственных технологий, а ведь успокаиваться нет причин. Сторонники жестких методов со своими технологиями давления перешли в этом году все грани разумного, а когда давление переходит грани разумного, оно начинает приводить к обратному результату и провоцирует людей на активные действия. Власть должна переходить к другим технологиям, если хочет удержать ситуацию под контролем, и неспроста часть властных элит через СМИ шлет сигналы, что давить больше невозможно, надо начинать договариваться. Главная проблема власти сейчас – это ее «бешеные» сторонники», — отмечает Кынев.

Политолог Дмитрий Орешкин не вполне согласен с Кыневым и отмечает, что, если протестный избиратель за последние два года пришел к выводу, что ходить на выборы бесполезно в принципе, то интересы элит никуда не делись, а пассивное состояние протестных избирателей дает им повод активизировать выяснение отношений между собой и начать борьбу за усиление влияния одних региональных кланов за счет влияния других региональных кланов.

Парадокс ситуации в том, что бенефициара внутриэлитных расколов в регионах пока нет, считает Минченко.

«После ареста Урлашова «Гражданская платформа» перестала выглядеть тихой гаванью, в которой никого не тронут, «Справедливая Россия» теряет политические очки, с коммунистами сложно договориться, новые проекты пока выглядят несерьезно и кажутся региональным элитам рискованной инвестицией. Пока получается, что региональная элитная фронда выливается в выдвижение представителей кланов в качестве одномандатников, а не в усиление каких-либо партийных проектов», — считает Минченко.

Невзирая на любые внутриэлитные конфликты, решение, конечно, остается за избирателем, назидательно говорит еще один собеседник, близкий к обитателям здания на Старой площади.

«Избирательная кампания – это всегда внутриэлитный конфликт, который разрешается голосованием. Элиты могут достигнуть компромисса, но за избирателем остается последнее слово. Новейшая история знает немало случаев, когда выбор избирателя и элит расходился, например успех партии Жириновского на выборах в Госдуму 1995 года или провал на тех же выборах партии «Наш дом – Россия»», — отмечает собеседник издания.

Новости и материалы
Токаев призвал усилить безопасность страны
Россияне назвали самые эффективные методы борьбы с осенней хандрой
Иракские группировки совершили новую атаку на Израиль
На Западе объяснили решение Байдена разрешить Украине удары вглубь России
В США рассказали, как пуск «Орешника» повлияет на их политику в отношении Украины
Главы регионов Донбасса и Новороссии отреагировали на применение РФ «Орешника»
В «Википедии» появились статьи о российской гиперзвуковой ракете «Орешник»
В ООН прокомментировали запуск «Орешника» Россией
Экс-глава МИД Австрии заявила об уязвимости Запада перед гиперзвуковыми ракетами РФ
Больше половины компаний следят за психологическим состоянием сотрудников
В Тульской области зазвучала тревога
На Западе прокомментировали поданный пуском «Орешника» сигнал
Путин назвал возможные цели для «Орешника» на Западе
В Британии объяснили разрешение бить ракетами Storm Shadow вглубь России
В Турции назвали заявление Путина об «Орешнике» предупреждением Западу
В Германии рассказали о «громкой пощечине» Шольцу и Бербок
Правительство поддержало поблажку насчет срока действия ЕГЭ для контрактников
Подавляющее число россиян хотят видеть воркаут-площадки возле дома
Все новости