ООН и правительство Башара Асада договорились о приезде в Сирию экспертов крупнейшей международной организации для обсуждения деталей предстоящего расследования случаев использования химического оружия на территории страны.
«Верховный представитель по вопросам разоружения Анджела Кейн и профессор Оке Селстром согласились принять приглашение правительства Сирийской Арабской Республики посетить Дамаск для завершения консультаций о формах сотрудничества, необходимых для тщательного, безопасного и исчерпывающего расследования миссией ООН информации об использовании химических вооружений в САР», — говорится в пресс-релизе ООН.
Точная дата визита в Дамаск верховного представителя по разоружению Анджелы Кейн и шведского эксперта-химика Оке Селстрома пока не называется. Селстром возглавляет команду химиков и медиков, которые должны по поручению генсека ООН Пан Ги Муна провести расследование в тех районах Сирии, где предположительно было использовано химическое оружие.
Представители сирийской оппозиции из Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) готовы содействовать комиссии в сборе «на освобожденных территориях» доказательств применения в Сирии химоружия.
«Мы гарантируем безопасный въезд и выезд (из Сирии) всем членам комиссии. Необходимо, чтобы расследование было проведено в самые короткие сроки, а все ответственные (за применение химоружия) — привлечены к ответу», — цитирует заявление оппозиции ИТАР-ТАСС.
Также в НКОРС подчеркнули, что «режим Асада должен ответить на международные запросы о проведении расследования и дать комиссии неограниченный доступ во все регионы Сирии».
США, Великобритания и Франция, постоянные члены Совета Безопасности ООН, уже давно обвиняют правительство Башара Асада в том, что правительственные войска применяют химическое оружие. В Дамаске эти обвинения отрицают.
Пятый постоянный член СБ ООН — Китай реагирует на эти обвинения весьма сдержанно: МИД Китая лишь осудил использование отравляющих веществ любой стороной и выразил надежду, что расследование сирийских событий будет объективным.
На днях генсеку ООН был передан многостраничный доклад, подготовленный российскими экспертами по итогам расследования, проведенного в пригороде Алеппо Хан-эль-Асал, где, как предполагается, в марте этого года было использовано химическое оружие.
Согласно выводам экспертов, приехавших в Сирию по просьбе правительства страны, 19 марта этого года боевики запустили неуправляемый снаряд «Башаир-3» по району, контролируемому правительственными войсками. По данным сирийских властей, тогда погибли 26 человек и 86 получили ранения.
Сирийская оппозиция отвергает обвинения России в использовании боевиками химического оружия.
«Свободная сирийская армия решительно осуждает любое использование химического оружия против гражданских лиц и отвергает голословные утверждения России, что ССА использовала химическое оружие в Хан-аль-Ассал», — цитирует Reuters представителя оппозиционеров.
«Только режим Асада имеет ноу-хау, возможности и желание использовать это оружие», — говорится в заявлении оппозиционеров.
В Вашингтоне говорят, что для изучения российского доклада необходимо время, но подчеркивают, что «США по-прежнему не имеют надежных и подробных данных о применении химического оружия сирийской оппозицией». Об этом сообщила журналистам представитель госдепартамента Джен Псаки.
Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров в среду отметил, что данные российских экспертов могут быть обнародованы. «Не вижу препятствий к тому, чтобы они были преданы гласности, они убедительны и многие вопросы должны снять», — добавил министр.
В ежегодном докладе комитета британского парламента по разведке и безопасности утверждается, что в Сирии накоплены «огромные запасы» химического оружия.
«Существует риск, исходящий от экстремистских элементов в Сирии, которые, воспользовавшись благоприятной для этого обстановкой, могут организовать внешние атаки на цели, на Западе в том числе», — цитирует BBC доклад комитета, обнародованный вечером в среду.
По последним данным ООН, в Сирии за время гражданской войны погибло около 100 тыс. человек, еще 1,7 млн стали беженцами.