О причинах и последствиях «арабской весны 2.0» «Газета.Ru» поговорила со старшим научным сотрудником Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борисом Долговым.
— Противники низложенного президента говорят, что события последних дней в Египте — это народный импичмент, сторонники — что это переворот. Что случилось на самом деле?
— Это был прогнозируемый политический кризис. После победы Мурси на президентских выборах, когда он одолел своего оппонента, представлявшего светские силы, с минимальным разрывом, уже было очевидно: египетское общество расколото. И произошел этот разлом не вчера, а во время египетской революции 11 февраля 2011 года. Часть общества была против исламизации страны с самого начала.
То, что делал Мурси в последнее время, только обострило кризис.
Не были приняты меры для решения социально-экономических и политических проблем, которые и стали причиной социального взрыва. А именно социальным взрывом была египетская революция 2011 года.
Кроме того, часть общества была не согласна с политикой исламизации страны. Критика президента в СМИ жестко подавлялась. Вот этот недемократизм Мурси тоже сыграл свою роль. К противникам режима примкнули и те, кто раньше сочувствовал и даже был приверженцем политики «Братьев-мусульман» (организация запрещена в России). Часть членов партии «Нур», настроенной даже более радикально, чем «братья», выступила против Мурси.
Это логическое развитие египетской революции, в результате которой к власти пришло движение политического ислама. Умеренные исламисты не смогли решить тех проблем, которые вызвали социальный взрыв, арабские революции.
— Против президента выступила армия, руководство которой им же и было назначено…
— Военные в этой ситуации выступили как гарант стабильности и территориальной целостности страны. В последние месяцы руководство армии начало конфликтовать с президентом. На Синае радикальные исламистские группировки совершают теракты. Некоторые военные обвинила в поддержке экстремистов радикальное крыло «Братьев-мусульман».
— Насколько велика вероятность того, что противостояние сторонников и противников Мурси может приобрести радикальные формы вплоть до гражданской войны?
— Такой вариант нельзя исключать. Египет – это страна, расположенная в пустыне, и только от четырех до шести процентов ее территории пригодны для хозяйственной деятельности. Это дельта и долина Нила. Все остальное — это пустыня и оазисы. И вот на этом клочке земли живут и работают более 80 миллионов человек.
Египет фактически переживает перманентный экономический кризис.
Чтобы решить проблемы в экономике, нужна очень грамотная политика. Ее не было у Хосни Мубарака, хотя он и пытался что-то сделать, например, создать сеть АЭС, чтобы решить энергетическую проблему, проводил социальные программы.
Мурси пытался решить эти проблемы с помощью монархий Персидского залива, он просил финансово-экономической помощи. Деньги они давали, но не в значительном объеме.
У «Братьев-мусульман» не было конкретной программы выхода из кризиса, прежде всего экономической программы. Это сложный вопрос, и вряд ли его можно решить за короткий срок.
А недовольство будет подпитываться именно проблемами в экономике.
Нельзя исключать, что военные придут во власть, чтобы удержать страну от хаоса.
При этом не стоит забывать, что у Мурси есть так называемая исламская милиция, сила, играющая значительную роль в египетском обществе. Кстати, в Тунисе исламисты тоже создают свои вооруженные отряды. Это говорит о том, что они всерьез намерены остаться у власти.
Эксцессы и вспышки насилия вполне возможны.
— Мурси был демократически избранным президентом. Но вот приходят военные и смещают его. Многие его сторонник уже говорят, мол, обществу послан сигнал: демократия — это не для мусульман…
— Поражение «Братьев-мусульман» в Египте явно показывает, что движение политического ислама не способно пока предложить такую модель государственно-политического устройства, которая была бы принята всеми слоями общества.
«Братья-мусульмане» и исламисты в целом считают, что в самом исламе заложены элементы демократии, нужно воплотить в жизнь законы шариата и все проблемы решатся сами собой. А западная демократия не нужна.
В реальности этого не получается. Посмотрите, что происходит в Египте или Тунисе, где тоже пытались реализовать исламский проект, но почти с таким же успехом, как в Египте.
Исламский политический проект вряд будет успешным, пока не будет разработана прагматическая экономическая программа. Без решения социальных и экономических проблем исламистам не удастся заручиться поддержкой большей части общества.