Предвыборная кампания врио мэра Москвы Сергея Собянина, который в начале июня объявил о намерении провести досрочные выборы мэра Москвы, может пойти не так гладко, как планируют столичные власти. Об этом корреспонденту «Газеты.Ru» сказали сразу несколько источников, близких к администрации президента, отмечая, что мэрия и штаб Собянина, судя по всему, не видят этих рисков.
В частности, беспокойство у Кремля вызывает то, что кампания Собянина началась со скандалов: в начале этой недели под покровом ночи строители возобновили снос особняка на Воздвиженке, известного как дом князя Волконского, увековеченный в романе Льва Толстого «Война и мир».
Несколько лет назад депутаты Мосгордумы, не привлекая лишнего внимания, вывели особняк из списка объектов, которые находятся под охраной государства, а в 2012 году стало известно, что некий фонд «Центр развития межличностных коммуникаций» хочет «реконструировать» фасад здания, преобразив его до неузнаваемости, и надстроить над особняком несколько стеклянных этажей. По данным СМИ, среди учредителей этого фонда — Кирилл Ковальчук, родственник предпринимателей братьев Ковальчуков, которых относят к ближайшему окружению Владимира Путина.
Среди основных защитников дома Волконского — влиятельная московская организация «Архнадзор». В понедельник ночью строители попытались незаконно снести купол здания, но активисты этой организации помешали им, взобравшись на крышу. Скандал широко обсуждался в СМИ и в блогах, между тем мэрия хранила молчание, объяснить которое было сложно.
Если снос особняка продолжится, это может стать одной из центральных тем кампании против Собянина,
так как уничтожение исторического центра Москвы (еще со времен Юрия Лужкова. — «Газета.Ru») является очень больной темой для жителей города, отмечают собеседники издания.
На момент сдачи заметки снос дома Волконского продолжался. Мэрия по-прежнему никак не комментирует происходящее.
Кроме скандала с домом Волконского в блогах широко обсуждается процесс сбора подписей москвичей за Собянина, который, если верить его официальному сайту, идет ударными темпами: за неделю работы — более 50 000 подписей. По мнению как горожан, так и политтехнологов, такая скорость вряд ли возможна, если использовать только публичные точки сбора, ажиотажа вокруг которых не наблюдается.
Еще один скандал — публичное обвинение мэрии Москвы в незаконной агитации за Собянина со стороны организации наблюдателей «Сонар». Мэрия снова промолчала.
«Кампания идет веселее, чем это казалось вначале. Стоит отметить, что риски у команды Собянина есть», — комментирует происходящее один из собеседников издания, близкий к администрации президента.
Другой собеседник, имеющий доступ к закрытым соцопросам, говорит, что рейтинги московской власти также внушают опасение: у Собянина очень небольшая базовая группа поддержки, она составляет максимум 20%, еще около 35% проголосуют за него только в случае полного отсутствия альтернативы.
Как сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к предвыборному штабу Собянина, его команда собирается вести фактически две параллельные кампании, направленные на две разные целевые аудитории.
Одна будет ориентирована на «простого обывателя», которому покажут «мэра за работой» — Собянина, решающего городские проблемы, инспектирующего стройки, посещающего районы и так далее. Вторая же будет направлена на средний и «креативный класс» и будет вестись скорее силами руководителя департамента культуры Москвы Сергея Капкова и вице-мэра по транспорту Максима Ликсутова, которые, в отличие от Собянина, воспринимаются москвичами как «свои», говорит источник.
Капков действительно пользуется среди части образованных горожан популярностью после того, как он, еще будучи директором парка Горького благоустроил его, превратив в парк европейского уровня. Ликсутову же принадлежит идея проекта городского велосипеда в столице.
Обоим предстоит в ближайшие месяцы презентовать все новые проекты городского благоустройства и являть собой образец «команды Собянина».
(Официально штаб Собянина возглавляет вице-спикер Госдумы от «Единой России» Людмила Швецова, на неформальном уровне за кампанию отвечает вице-мэр Анастасия Ракова.)
Стоит отметить, что Собянин и раньше предпринимал попытки найти общий язык с «креативным классом»:
так, незадолго до объявления досрочных выборов он дал интервью изданию «Московские новости» в культовом для московской интеллигенции кафе «Жан-Жак». Вместе с тем само мероприятие произвело неоднозначное впечатление: заведение ради Собянина закрыли, а блогеры вскоре обнаружили, что на фотосессии посреди пустого кафе мэр восседал на красивом стуле, вероятно специально привезенном из мэрии, так как в «Жан-Жаке» таких никогда не было.
Еще одна попытка Собянина быть ближе к среднему москвичу — недавнее открытие городского проката велосипедов. Мэр перед камерами совершил небольшую поездку на демократичном средстве передвижения.
Директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что если команда Собянина всерьез рассчитывает привлечь симпатии «креативного класса», то она делает серьезную ошибку.
«Задача-минимум для них — не допустить антисобянинской мобилизации «креативного класса», показать, что Собянин — это не символ правящего режима.
Так, например, в Подмосковье Воробьев отстроил свой образ (отдельно) от образа «Единой России» и не воспринимается населением как аллерген. Собянину надо примерно так же работать, это реалистичная задача. А заставить средний класс его полюбить — идея невозможная», — рассуждает Виноградов.
Виноградов говорит, что точно просчитать серьезность рисков для Собянина в ходе кампании невозможно, пока не зарегистрированы все кандидаты. Одной из важных переменных является участие или неучастие в выборах оппозиционера Алексея Навального.
«Что касается происходящих скандалов — есть уже даже конспирологические версии, что против Собянина играют некие могущественные силы, но пока подтверждений этому нет», — отмечает политолог.
Координатор Совета муниципальных депутатов, объединяющего оппозиционно настроенных московских муниципалов, Михаил Вельмакин отмечает, что действительно городским хипстерам нравятся парк Горького и велодорожки и они считают, что Ликсутов и Капков улучшили городскую инфраструктуру.
Что до скандалов вокруг кампании Собянина, Вельмакин отмечает, что
в Москве не существует единой системы власти, а есть несколько финансовых групп, которые управляют городом, и Собянин принадлежит лишь к одной из них.
«Думаю, скандалы со стройками — результат деятельности тех персонажей, которых Собянин не контролирует», — считает Вельмакин.
Если говорить о ведении Собяниным двух параллельных кампаний, то стоит вспомнить, что, когда мэром избирался Юрий Лужков, адресные письма избирателям рассылались по восьми различным категориям москвичей в разных вариантах, говорит главный редактор информагентства «Моссовет» Юрий Загребной.
«Средний класс неоднороден по политическим взглядам. Но, к примеру, бизнесмены за Собянина не будут голосовать в любом случае: для них важны не велодорожки, а то, что от городских властей никакой помощи они не видят. Что касается скандалов, думаю, они (власти) не контролируют ситуацию во многих местах, а о риске такого скандала не подумали. Но, конечно, горожане, которым не нравится снос исторического центра, теперь едва ли выйдут голосовать за Собянина», — резюмирует Загребной.