Государственный секретарь Нидерландов по вопросам безопасности и юстиции Фред Тевен предлагает изменить правила содержания беженцев после отказа в предоставлении им убежища на территории страны, пишет голландская газета Volkskrant.
В ближайшем будущем под стражу будут помещаться только заявители, проявлявшие агрессию к сотрудникам центров для беженцев, и лица, совершавшие преступления уголовного характера. Для всех остальных заявителей режим ограничения свободы применяться не будет. Эти предложения были направлены для рассмотрения кабинету министров страны.
Внести изменения в нормы, регулирующие правила содержания беженцев на территории Нидерландов, было решено по результатам расследования гибели российского оппозиционера Александра Долматова, просившего политического убежища в Голландии.
Активист «Другой России» бежал из России, опасаясь преследования по делу 6 мая, однако Нидерланды не нашли оснований для предоставления политического убежища Долматову. У другоросса было право на апелляцию, известно, что адвокат активиста успел обжаловать решение в положенный срок. Тем не менее Долматова поместили в центр для задержанных при аэропорте Роттердама, где он должен был дожидаться депортации в Россию. Оказавшись в одиночной камере, активист покончил с собой.
Обстоятельства гибели российского оппозиционера, просившего предоставить ему статус политического беженца, расследовались тремя различными ведомствами Нидерландов. В итоговом документе, опубликованном в середине апреля, голландские власти признавали, что «Долматов был несправедливо заключен под стражу с целью депортации, что действия по оказанию юридической поддержки не соответствовали закону и установленным правилам и что оказанная медицинская помощь не соответствовала надлежащему уровню». Вместе с тем авторы документа отмечали, что они не уверены, что должное отношение к Долматову смогло бы предотвратить его самоубийство.
Смерть беженца широко обсуждалась в голландском обществе и чуть не стоила Фреду Тевену его кресла.
Степень ответственности государственного секретаря при министерстве юстиции в произошедшем обсуждалась на заседании парламента. Тевен тогда назвал самоубийство Долматова «трагическим инцидентом» и «несчастным случаем», а также принес свои соболезнования семье активиста. Тем не менее он отказался покидать свой пост, заявив, что, по его мнению, ему нужно «действовать, а не уходить».
Сохранить пост в министерстве юстиции чиновник смог, лишь пообещав Партии труда (PVDA) изменить существующее законодательство в отношении беженцев на более гуманное. По результатам расследования правительство взяло на себя обязательства по внесению поправок в нормы, регулирующие порядок содержания беженцев перед депортацией.
Предложение Тевена состоит в том, чтобы ввести «жесткий» и «мягкий» режимы содержания беженцев-отказников перед их высылкой из страны.
«Жесткий режим должен применяться к осужденным и лицам с проблемным поведением (например, к людям, которые бьют или плюются в охрану). Всем остальным заявителям положен мягкий режим содержания: обязательство, согласно которому они должны будут отмечаться, или пребывание в сравнительно открытых детенционных центрах. Там, где у заявителей будет достаточно свободы и право покидать место содержания», — поясняет чиновник.
Согласно его предложению, отсутствие разрешения на пребывание на территории страны не может быть основанием для помещения беженцев в тюрьмы.
Такая политика помогла бы снизить число мест для беженцев в депортационных центрах с двух тысяч до девятисот.
Голландские правозащитники одобрили предложения, внесенные Тевеном. Организация по защите прав беженцев в Нидерландах уже называет их «рывком вперед». «Эти люди не сделали ничего плохого, они только попросили защиты. Они не должны находиться в тюрьме», — приводит издание заявление пресс-секретаря организации.