Процесс над Навальным: день тринадцатый
«Газета.Ru» продолжает онлайн-трансляции из кировского суда, где слушается дело Алексея Навального
Нет, судья Блинов все-таки настаивает на заседании 13 июня. Следователю Нестерову направят письмо из суда. На сегодня заседание окончено.
Следственные действия, очевидно, по другим уголовным делам против Навального. Судья Блинов недоволен: «Почему считаете другие госорганы более приоритетными, чем суд?» Кобзев говорит: «Для нас все дела приоритетные».
Адвокат Кобзев говорит, что занят 14-го, 19-го и 20-го. Навальный смотрит на него с некоторым удивлением.
Судья хочет продолжить заседания 13 июня. Адвокаты говорят, что они заняты, просят приобщить повестки на эту дату. Они вместе с Навальным приглашены в ГСУ.
Защита просит время для подготовки доказательств, не уточняет насколько.
Суд отказывает в оглашении показаний, данных на стадии предварительного следствия.
После выяснения отношений сторонами судья Блинов объявил перерыв до 15.20.
То есть прокуратура поняла заявление адвокатов как вообще отказ от дачи показаний. Потому и хотят зачитать то, что было сказано следователям.
Навального и Офицерова от устных показаний, кажется, отбили, но теперь прокуроры хотят зачитать его письменные показания. «Раз он отказывается, нам больше ничего не остается», — говорят.
«Вы сейчас предлагаете нам поработать на стороне обвинения и представить им доказательства обвинения. Мы представим доказательства на своей стадии», — напирает Давыдова.
Судья хотел бы послушать Навального. Адвокаты бьются, напоминают, что сейчас исследуются доводы стороны обвинения. Навальный не относится к ним, и его первым должны допрашивать защитники.
Защитник Светлана Давыдова просит суд отложить допрос Навального. Тот тоже хотел бы давать показания, когда это запланировала сторона защиты. Гособвинение настаивает.
Прокуроры снова вызывают Навального, очень хотят его сегодня допросить. Адвокаты на ходу пытаются задержать процесс.
Судья начал зачитывать постановление. Приговор по делу Опалева, судя по всему, приобщит. Но при этом отмечает, что приговор сам по себе не является доказательством вины Навального и Офицерова.
Прокуроры попробовали заикнуться, что Н. и О. из приговора не очень сильно намекают на Навального и Офицерова, но были осмеяны присутствующими в зале. Судья Блинов удалился принимать решение. За полчаса обещал решить вопрос. Перерыв до 14.20.
По всей видимости, судья Блинов заподозрил адвокатов Навального в желании затянуть процесс. Прокуроры против этого ходатайства (разумеется).
Судья Блинов очень сильно недоволен. «Почему не заявили данное ходатайство перед тем, как суд удалился в совещательную комнату для рассмотрения других ходатайств?» — спрашивает. Недовольство вызывает то, что вчера вечером адвокаты делали процессуальное заявление, протестуя против оглашения приговора, но при этом не сказали, что будут ходатайствовать против приобщения.
Адвокаты Навального отчаянно бьются, чтобы на его дело не распространялась преюдиция по делу Опалева. Если приговор будет все-таки приобщен, то факт совершения преступления будет автоматически считаться установленным.
«Вопреки требованиям законодательства суд употребил формулировки, которые однозначно указывают на Навального и Офицерова», — добавляет Михайлова.
«Как видно, суд установил не только вину экс-главы «Кировлеса» Опалева, но и советника губернатора Н., которым, безусловно, является Навальный, и главы ВЛК О. — соответственно, Офицерова», — читает адвокат текст ходатайства.
«Защита зачитывает цитаты из приговора Опалеву, сформулированные в форме утверждения, что Н. и О. совершили преступление. Это противозаконно. Вина доказывается только в суде, в деле же Опалева, выделенного в отдельное производство, Н. и О. не были участниками, не могли защищать себя», — поясняет ходатайство защиты пресс-секретарь Навального Анна Ведута.
Защита просит исключить обвинительный приговор Опалеву из числа доказательств по делу Навального.
Прокуроры предлагают начать допрос подсудимых. Защита просит сначала заявить ходатайство о новых недопустимых доказательствах.
Суд решил приобщить прослушки к делу. Адвокат Давыдова не удивлена таким решением, хотя некоторые формулировки ее, судя по мимике, удивили. Победно попросила копию постановления Блинова. Перерыв до 13.20.
В общем, суд не считает прослушки недопустимыми доказательствами и не видит нарушений при составлении протоколов. Существованию понятых по указанным московским адресам (см. ниже) тоже верит.
Навальный и его защитники Ольга Михайлова и Светлана Давыдова переглядываются, улыбаются.
Сейчас узнаем, что решил Сергей Блинов.
Прокуроры тем временем просят суд не признавать прослушки недопустимыми доказательствами (как того просила защита). Судья Блинов ушел думать. Перерыв до 13 часов, трансляция возобновится после перерыва.
Судья Блинов все-таки приобщил документы, но сказал, что еще подумает, какую им дать оценку.
» «Понятой» Торасян ВНЕЗАПНО прислал в суд справку, что он настоящий и СНОВА УКАЗАЛ ДРУГОЙ АДРЕС, не такой, как в протоколе», — поясняет происходящее Навальный в своем твиттере.
Адвокат Вадим Кобзев сомневается в том, что этим документам можно доверять: с какой стати двум студентам следить за процессом по делу «Кировлеса» и самим направлять в Ленинский районный суд города Кирова свои объяснения, копии паспортов? Видимо, полагает Кобзев, их вызывал к себе следователь, но тогда вопрос, для чего вызывал и почему это не отражено.
Защита ознакомилась с представленными документами гособвинения, против приобщения к делу. Просят этих понятых явиться в суд, например, чтобы подтвердить свое участие в следственных действиях.
Прокуроры вернулись к болезненному вопросу: защита ранее указывала, что понятые, указанные в протоколах о прослушке, зарегистрированы по несуществующим адресам. Мосгорсправка подтвердила им, что улиц Юннатов и Волочаевской в Москве нет. Теперь прокуроры утверждают, что эти дома не указаны в БТИ, поскольку это общежития, где живут учащиеся военных университетов, их место жительство не указано в общем доступе (сами понятые, получается, были под погонами). Адвокат Светлана Давыдова: «Это вы сами сейчас придумали?» Слышно, как стол защиты переговаривается между собой: «Не может быть такого, чтобы общежитие не было указано в БТИ». Судья призывает к порядку в зале, мнение стороны защиты он понял и без язвительных комментариев.
В общем, защита возразила против исследования части договоров между ВЛК и ее контрагентами, но суд все равно хочет их приобщить. Хорошая новость в том, что на этом знакомство с письменными доказательствами в деле заканчивается. Дальше будет повеселее.
Защита знакомится с ходатайством, заявленным обвинением. Перерыв 10 минут.
Также узнали, что Навальный на учете в психдиспансере не состоит.
Том 28-й. Здесь все то же самое, но уже по Навальному: ксерокопия паспорта, отказался давать образцы почерка и т. д. Сведения о привлечения к административной ответственности в 2011-м и 2012-м году «за различные нарушения, связанные с проведением митингов и собраний». Это, как мы помним, аресты на 15 суток после митинга 5-го декабря 2011 года и после «народных гуляний» по городу, когда оппозиция «отмечала» инаугурацию Владимира Путина.
В 27-м томе различные запросы следствия по поводу Офицерова: привлекался ли ранее к уголовной ответственности (нет), состоит ли на учете в психдиспансере (нет). Свидетельства о рождении детей (их у Офицерова пятеро, трое несовершеннолетних), свидетельство о заключении брака. Сообщается, что образцы голоса в ходе следственных действий давать отказался по 51-й ст. Конституции, позволяющей не свидетельствовать против себя. Образцы, очевидно, хотели сравнивать с голосом на прослушках.
Суд назначил Опалеву условное наказание, поскольку его исправление возможно без изоляции от общества. Всего Опалев получил четыре года условно с испытательным сроком. Прокуроры дочитали приговор. Взялись за 27-й том.
Сведения, сообщенные Опалевым, являются достоверными и не подлежат сомнению, говорится в решении суда. Там также разъясняется, что экс-глава «Кировлеса» рассказал следователям о схеме хищений и организаторе этой схемы.
В решении суда говорится, что лесхозам было запрещено продавать лес самим (только через головное предприятие) для того, чтобы увеличить объем имущества, подлежащего растрате.
Приговор во многом повторяет обвинительное заключение по делу Навального. Утверждается, что отсутствовало «соответствующее эквивалентное рыночной стоимости возмещение (за товар)» со стороны Вятской лесной компании, договоры между ВЛК и «Кировлесом» были невыгодными, да и вообще фиктивными. Заключались они исключительно для того, чтобы «создать видимость рыночных отношений». Как известно, независимая экспертиза по делу Навального ровно этот вывод и сделала: между ВЛК и «Кировлесом», по мнению экономистов, были обычные рыночные отношения.
«Смешно. Зачитывают приговор Опалеву, в котором меня называют Н. Типа, это непонятно о ком и моих прав как обвиняемого не ущемляет», — это Навальный в твиттере своем пишет.
«Н. совместно с О. прибыл на предприятие якобы с целью ознакомиться с деятельностью КОГУП «Кировлес», — вот примерно так звучит приговор суда. В Н. и О. легко угадываются фамилии подсудимых по этому процессу.
Судья Блинов все-таки решил заслушать приговор. Текст сейчас зачитывают прокуроры. В решении: «Суд установил, что Опалев совершил хищения».
Последние несколько заседаний прокуроры зачитывают письменные доказательства в деле, среди которых платежки, товарные накладные, устав КОГУП «Кировлес», договоры, заключенные между «Кировлесом» и Вятской лесной компанией, а также между ВЛК и ее контрагентами.
Вчера гособвинение перешло к чтению 26-го тома дела. В нем содержится решение суда по делу гендиректора «Кировлеса» Вячеслава Опалева, который пошел на сделку со следствием, полностью признал хищения, совершенные в составе организованной группы с Навальным, и получил четыре года условно.
Адвокаты оппозиционера заявили ходатайство о недопустимости привлечения этого решения в качестве письменного доказательства на нынешнем процессе. Свою позицию сторона защиты мотивировала тем, что ни Навальный, ни глава Вятской лесной компании Петр Офицеров не присутствовали на процессе по делу Опалева (рассмотрение шло в закрытом режиме из-за особого порядка, на который согласился экс-глава «Кировлеса»).
Заседание суда в понедельник закончилось тем, что прокуроры выступили против этого ходатайства, но попросили время для обоснования своего решения. Судья Сергей Блинов позволил им подумать до 9 утра понедельника. После этого он сам будет принимать решение.
Доброе утро! Через 15 минут начнем онлайн-трансляцию с суда по делу «Кировлеса».
Алексея Навального обвиняют в растрате имущества государственного предприятия «Кировлес» (ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 160 УК). По версии следствия, оппозиционер организовал хищения лесопродукции на сумму более 16 млн рублей еще в 2009 году, будучи советником губернатора Кировской области Никиты Белых. В СК считают, что растрата имущества происходила при помощи Вятской лесной компании, зарегистрированной на приятеля Навального Петра Офицерова.
По версии следователей, «Кировлес» под давлением оппозиционера заключал невыгодные контракты с Вятской лесной компанией и продавал ей лес по заниженной цене. Несмотря на то что дело носит экономический характер, следствие не стало проводить экспертизу, которая доказывала бы, что государственному предприятию был нанесен ущерб.
Сам Навальный настаивает, что отношения «Кировлеса» и Вятской лесной компании были рыночными. Цены, по которым реализовывался лес, устанавливались средние по рынку, и оппозиционер в свою защиту готов предоставить на суде документы, которые это доказывают. Он также публиковал на своем сайте в интернете результаты независимых экспертиз, подтверждающих законность сделок, которые Следственный комитет считает подозрительными.
По делу «Кировлеса» Навальному грозит до 10 лет лишения свободы. Приговор оппозиционеру, вероятно, будет обвинительным, поскольку по его делу уже есть решение суда. В конце декабря кировский суд признал виновным в хищениях гендиректора «Кировлеса» Вячеслава Опалева. Он заключил сделку со следствием, полностью признав свою вину в соучастии в похищении леса на 16 млн рублей, и получил четыре года лишения свободы условно.
В случае обвинительного приговора Навальный лишится возможности заниматься политической деятельности: либо он будет изолирован от общества, либо (при условном приговоре) не сможет полноценно участвовать в уличных акциях и утратит право участвовать в выборах.