Сергей Собянин может пойти на выборы как самовыдвиженец, а не как кандидат от партии «Единая Россия», говорит источник, близкий к столичному правительству. В этом случае его может поддержать как родная партия (Собянин является членом политсовета московского отделения ЕР), так и «Общероссийский народный фронт», чтобы позиционировать как «кандидата всех москвичей».
4 июня мэр Москвы Сергей Собянин после «консультаций» с Общественной палатой города Москвы, послушав речи о своих заслугах в качестве мэра и призывы провести выборы как можно скорее, объявил о своем решении досрочно уйти в отставку и просить об этом президента Владимира Путина, чтобы выборы мэра прошли в столице уже 8 сентября.
Консультации, впрочем, носили чисто формальный характер: о намерении мэра инициировать досрочные перевыборы, чтобы провести быструю кампанию в летнее время и не дать мобилизоваться конкурентам, «Газете.Ru» стало известно накануне.
5 июня Собянин встречается с Путиным, чтобы, вероятно, обсудить вопрос о досрочной отставке, назначении и. о. мэра и объявлении выборов.
Стоит отметить, что в последний раз Сергей Собянин участвовал в выборах 12 лет назад: тогда 75% голосов он был выбран губернатором Тюменской области.
Московской мэрии придется немало потрудиться, чтобы Собянин победил в первом же туре. Более того, кампания чревата серьезными политическими рисками и эскалацией протестных настроений в столице, отмечают опрошенные «Газетой.Ru» политологи и политтехнологи.
Первый вызов, стоящий перед Собяниным и его командой, — выиграть выборы не только с убедительным результатом, но и так, чтобы победа была легитимной в глазах москвичей и не привела к новым митингам против фальсификаций.
Легитимность выборов обеспечивается не только результатом, но и явкой. Кандидат может набрать 80% голосов при явке в 10%, но о легитимности его избрания в таком случае говорить нельзя, отмечает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. Он поясняет, что в силу того, что выборы теперь проходят в единый день голосования 8 сентября (на этой дате в свое время настоял премьер-министр Дмитрий Медведев, ни в каких выборах, кроме президентских в 2008 году и думских 2011 года, когда он возглавил предвыборный список ЕР, не участвовавший), обеспечить высокую явку без привлечения административного ресурса будет крайне сложно.
«Москва, как никакой другой город, к административному нажиму не готова. Если мэрия запустит механизм админресурса с дополнительными избирательными участками для людей без паспортов, принудительной явкой бюджетников, дворников и так далее, это чревато серьезными политическим обострением и во время, и после выборов. Если они перегнут палку, то получат результат, обратный ожидаемому, так как протестные митинги в Москве после выборов в Госдуму 2011 года во многом были спровоцированы именно административным давлением и нарушениями на выборах со стороны столичных властей», — говорит Калачев.
Легитимность выборов будет поставлена под сомнение, если они будут носить бутафорский характер, а к участию в избирательной гонке не допустят ярких оппонентов Собянина — Алексея Навального, главу партии «Гражданская платформа» Михаила Прохорова или экс-мэра Москвы Юрия Лужкова (двое последних о возможном участии в выборах пока говорят весьма уклончиво. — «Газета.Ru»).
Собеседник «Газеты.Ru», близкий к администрации президента, впрочем, называет единственным возможным серьезным конкурентом Собянина только Лужкова.
Алексей Навальный в выборах никогда не участвовал, и его реальный рейтинг неизвестен, Михаил Прохоров на выборах президента набрал в Москве 20,45%. Для сравнения, Юрий Лужков трижды переизбирался на пост мэра Москвы: в 1996-м он набрал 87,5 %, в 1999-м — 69,89 %, в 2003-м — 74,81 % голосов избирателей.
«Лужкова в Москве до сих пор помнят и любят — старики до сих пор поминают лужковские надбавки к пенсии. Он в отличие от Навального и Прохорова может начать кампанию с рейтингом не 0%, а 15%. За него готовы голосовать не только хипстеры и либералы, но даже скорее левый электорат, а главное, электорат самого Собянина. Поэтому Лужкова к участию в выборах не допустят», — говорит источник.
Кроме Навального, уже обещавшего участвовать в выборах, если его не успеют до момента регистрации осудить по делу «Кировлеса» (в этом случае Навальный навсегда потеряет право куда бы то ни было избираться в России, как имеющий судимость по тяжкой уголовной статье), о намерении баллотироваться заявили лидер «Яблока» Сергей Митрохин, лидер партии «Альянс Зеленых» Олег Митволь, музыкант из группы «Коррозия металла» Сергей Паук Троицкий. Прохоров, заявивший о намерении посоветоваться с юристами на предмет своего участия в выборах, пока не расстался с бизнес-активами и счетами за рубежом, что по новому закону делает его регистрацию невозможной. КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» ограничились заявлениями, что выставят своих кандидатов, не назвав конкретных фамилий. Никто из политиков или партий еще не выходил с инициативой переговоров по поводу единого кандидата от оппозиции.
Из перечисленных выдвиженцев кроме Лужкова опыт выборов в Москве есть только у Сергея Митрохина. В 2005 году он избрался от партии «Яблоко» в Мосгордуму, партийный список набрал тогда 11,11% голосов.
Директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отмечает, что пока непонятно, является ли главной целью выборов легитимизация Собянина или же «выпуск пара» протестной части населения.
В случае проведения кампании с применением админресурса и недопущением к участию настоящих оппонентов, например, с помощью отсечения их на ранней стадии посредством «муниципального фильтра» (для участия в выборах мэра Москвы кандидату для регистрации надо собрать 5% подписей муниципальных депутатов в свою поддержку), протестный электорат в Москве только консолидируется, что чревато политическим кризисом после выборов, добавляет Виноградов.
«Досрочные выборы выглядят как трюк. С одной стороны, пока у Собянина нет сильных конкурентов, с другой — ему будет крайне сложно объяснить людям, зачем он идет на досрочные выборы и почему надо идти за него голосовать. В США подобный ход означал бы политическую смерть, но в российской политической культуре он воспринимается вполне нормально. Думаю, мэрия также озаботится выдвижением удобных для Собянина спарринг-партнеров — того же лидера «Яблока» Сергея Митрохина, кандидатов от парламентских партий, но репутационные риски от этого не становятся меньше», — считает глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
У Собянина есть и чисто электоральные проблемы, говорит собеседник «Газеты.Ru» из числа политтехнологов, знакомых с ситуацией в Москве. «Ядерный электорат Собянина невелик, это лоялисты, которые на любых выборах голосуют за любую власть. Вопрос в том, какие еще электоральные группы он сможет привлечь на свою сторону, чтобы увеличить свою базу поддержки», — говорит источник.
Этот же собеседник считает, что полностью изменить предвыборный пейзаж могло бы участие в выборах экс-мэра Юрия Лужкова, у которого до сих пор в столице неплохой рейтинг.
Проблемы и риски Собянина связаны с тем, что он играет роль в чужой пьесе, не являясь самостоятельной фигурой, отмечает президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.
«Собянин оказался в чудовищной ситуации. Никаких резонов идти голосовать за него нет, значит, придется включить еще лужковскую машину админресурса. Что касается его конкурентов, то я думаю, что ни Прохорова, ни Лужкова, ни Навального до выборов не допустят, поэтому тактически власти этот этап выиграют. Но стратегически они играют в неверную игру, рисков много, просто они отложенные. Что касается самой кампании, то пока непонятно, какой сценарий власть выберет: вести ее инерционно или же играть в «защиту Москвы от врагов отечества». Второй сценарий стилистически ближе нынешним обитателям Кремля, хотя Собянин на эту роль не вполне подходит», — говорит Павловский.