Учредительный съезд «Общероссийского народного фронта», который пройдет в Москве 11–12 июня, попытается превратить эту аморфную структуру в более или менее четко выстроенную организацию с собственным морально-этическим кодексом.
Как сообщили «Газете.Ru» два близких к руководству ОНФ собеседника, членство в «Общероссийском народном фронте» будет сугубо индивидуальным.
Представители «Общероссийского народного фронта», активно участвующие в подготовке к учредительному съезду эту информацию подтверждают, хотя и с оговоркой, что все финальные решения будут приняты делегатами после дискуссии.
Депутат Госдумы, участник оргкомитета ОНФ Михаил Старшинов объяснил «Газете.Ru», что на индивидуальном членстве решено остановиться, потому что оно работает не на количество, а на качество участников «фронта», на то, чтобы каждый, кто вступает, был настроен активно участвовать в деятельности ОНФ, а не только там числиться.
«При этом мы говорим о том, что, конечно, в руководстве ОНФ должны быть представлены организации, которые с первого дня его существования активно участвовали в работе и поддерживали его, — сказал Старшинов. — С другой стороны, по опыту других общественных движений мы видим, что иной раз даже те, кто стоял у истоков организации иногда меняют свою позицию на диаметрально противоположную, от этого нельзя застраховаться. Какие принципы мы предлагаем соблюдать? Во-первых, есть позиции, которые описаны в предвыборных статьях нашего лидера президента Владимира Путина. Во-вторых, мы сейчас обсуждаем, что должен быть некий этический кодекс, который определял бы не моральный облик строителя коммунизма, конечно, но какие-то этические требования, которые человек, который к нам вступает, должен был бы соблюдать».
В качестве базиса для такого этического кодекса члена ОНФ может быть использован уже разработанный ранее «фронтовиками» проект «Кодекса этики гражданского активиста», который был опубликован на сайте ОНФ еще в начале мая, заявил Старшинов.
Этот кодекс доступен на сайте ОНФ и сейчас в разделе «Наши инициативы». В нем 20 пунктов, где перечисляются обязательства, которые, по мнению «фронтовиков», берет на себя гражданский активист при осуществлении публичной деятельности.
Кроме общих обязательств соблюдать Конституцию и «руководствоваться общепринятыми морально-нравственными нормами», «демонстрировать верность принципу «закон един для всех» и избегать высказываний дискриминационного характера, в проекте кодекса есть и другие.
Например, «быть вежливым, не допускать грубости, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений», «воздерживаться в публичной полемике (в масс-медиа и социальных сетях) от некорректных высказываний, избегать необоснованной критики, помнить, что каждый человек имеет право на свою точку зрения».
«Фронтовики» не должны пытаться «использовать общественную деятельность для достижения личных корыстных целей», а «свое положение для оказания влияния на деятельность государственных органов» и обязаны «четко разграничивать политическую и общественную деятельность».
Есть и обязательства сугубо морального характера. К примеру, «помнить, что он (общественник) не только помогает людям, но и личным примером задает определенную планку норм поведения для сограждан», «меньше говорить — больше делать, отвечать за свои слова и, если взял на себя обязательства, исполнять их», «проявлять личную чистоплотность и нетерпимость к коррупционным явлениям».
Отдельными пунктами в кодексе прописаны необходимость «помнить о традициях, исходить из принципа преемственности поколений, хорошо знать историю своей страны, культивировать уважение к старшим и ответственный подход к воспитанию молодежи», стремление повышать свой образовательный и культурный уровень, а также обязательство «вести и личным примером пропагандировать здоровый образ жизни, избегая зависимости от вредных привычек».
Еще один депутат Госдумы, представляющий ОНФ внутри фракции «Единая Россия», Ольга Тимофеева поддерживает идею индивидуального членства в организации, так как «иной раз мы лишь прикрываемся различными движениями, а ведь состоять в организации не значит быть активным».
Индивидуальное членство позволит привлечь в ОНФ беспартийных людей и активистов, которые не состоят ни в каких движениях, сказала в разговоре с «Газетой.Ru» Тимофеева.
Что касается этического кодекса, Тимофеева признает, что такой проект действительно готовится. «Я лично считаю, что должны быть определенные нормы, правила для тех, кто идет в «Общероссийский народный фронт». Люди должны идти не ради решения карьерных задач, а чтобы решать конкретные проблемы. Вы идете в общественное движение — так будьте добры вести себя так, чтобы не дискредитировать его», — считает Тимофеева.
Членство должно быть индивидуальным, но уведомительным, хотя механизмы исключения людей из ОНФ, дискредитирующих организацию, также надо предусмотреть, уверен Вячеслав Лысаков, участник оргкомитета по подготовке съезда ОНФ и также депутат Госдумы из фракции «Единой России», избранный по «фронтовой» квоте.
«Формального членства быть не должно, хотя учет, безусловно, будет вестись. Оно должно быть уведомительным, упрощенным. Но должен быть и набор этических правил, за нарушение которых человек будет отлучен от деятельности нашей организации, чтобы люди, которые совершили аморальные или противоправные деяния, состоять в ОНФ далее не могли», — сказал Лысаков «Газете.Ru».
Директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что пока рано делать далеко идущие выводы о будущей деятельности ОНФ:
все утечки организационного характера направлены на то, чтобы подогреть интерес к грядущему съезду.
Политолог Александр Морозов отмечает, что разработка моральных норм для ОНФ фактически является продолжением линии, которую задал Путин на встрече с кинематографистами 24 мая, предложив тем разработать собственный этический кодекс. «Если есть идея создать этический кодекс для кино, ее логичным продолжением является инициатива создать такие кодексы для всех: сантехников, учителей, активистов, подписать под этот кодекс все корпорации и сообщества. Разница в таком подходе с «Моральным кодексом строителя коммунизма» в том, что он носил всеобщий характер, а тут речь идет скорее о государстве, похожем на довоенную Италию, когда разные гильдии принимают некие кодексы, которые подписывают их на лояльность государству. Это схема не советского, а скорее корпоративного государства», — отметил Морозов.