И без того нерадужные перспективы проведения международной конференции по Сирии в Женеве, о которой в мае договорились Москва и Вашингтон, стали на этой неделе еще менее определенными.
В понедельник главы МИДов стран — членов Евросоюза в Брюсселе обсуждали вопрос об эмбарго на поставки оружия в Сирию, срок которого истекает 31 мая. Великобритания и Франция предложили разрешить поставки оружия «умеренной» сирийской оппозиции, при этом не пояснив, какие именно группировки они имеют в виду. «Важно показать, что мы готовы отказаться от эмбарго Сирии.
Для режима Асада это будет сигналом того, что нужно всерьез приступить к переговорам», — заявил в понедельник глава МИД Великобритании Уильям Хейг.
Позицию Лондона поддержал Мадрид. Испания на заседании Совета ЕС выступила за частичное снятие эмбарго. Министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсиа-Маргальо заявил, что эта мера даст возможность поставлять оружие сирийским оппозиционерам «для защиты мирных жителей». Он добавил, что поставки должны проходить под строгим контролем, чтобы «не дать оружию попасть не в те руки». Кроме того, по словам главы МИД Испании, его страна предлагает до проведения конференции по Сирии в июне воздержаться от поставок оружия.
Бельгия также выступает за частичное снятие запрета на поставки сирийской оппозиции. Глава МИДа этой страны Дидье Рейндерс считает, что условий для полной отмены эмбарго на оружие нет. «Я с самого начала говорил, что нельзя идти на полный риск, нельзя выходить за определенные границы в том, что касается поставок (военного) оснащения, но я выступаю за общую позицию, если это возможно, за компромисс на сегодняшнем совещании», — отметил он перед встречей.
Бельгийский министр рассчитывает, что политический диалог по поводу ситуации в Сирии может возобновиться в Женеве. При этом заявляет, что президент Сирии Башар Асад не должен быть участником переговоров.
«Проблема в том, что мы, как европейцы, должны сделать все, чтобы поддержать инициативу американцев и русских», — так в итоге определил задачу заседания Совета ЕС руководитель внешнеполитического ведомства Люксембурга Жан Ассельборн. Вместе с тем он высказался против сохранения эмбарго:
нельзя, чтобы европейские министры «закончили день без санкций в отношении сирийского режима». «Это было бы катастрофой для европейской внешней политики».
В числе противников отмены эмбарго Австрия, Чехия, Финляндия, Нидерланды, Швеция. Власти этих стран опасаются, что в случае начала поставок оружия из ЕС сирийским оппозиционерам оно может попасть в руки радикальных группировок (в том числе «Аль-Каиды» (организация запрещена в России)).
Совет ЕС по иностранным делам в апреле уже принял решение ослабить некоторые экономические санкции против Сирии в целях «поддержки оппозиции». Компетентным органам государств ЕС были разрешены три вида операций: импорт нефти и нефтепродуктов, экспорт в Сирию основных технологий для нефти и газа, а также инвестирование в сирийскую нефтяную промышленность.
Вряд ли решение ЕС о полном или частичном отмене эмбарго на поставки оружия в Сирию будут способствовать приближению мирной конференции в Женеве.
Кто именно будет представлять интересы сирийского режима и оппозиции на Женеве-2 — пока неизвестно. Однако министр иностранных дел Сирии подтвердил в воскресенье, что правительство «в принципе» примет участие в саммите. Национальная коалиция сирийской оппозиции на завершившейся в субботу встрече в Стамбуле, наоборот, приняла решение не участвовать в одной конференции с Асадом. Об этом заявил глава правового комитета Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии (НКОРС) Хейсем Малих. «Россия от имени администрации Асада сказала, что режим примет участие в Женевской конференции. Сирийский министр иностранных дел, в свою очередь, заявил в Багдаде, что правительственная делегация готова отправиться в Женеву для ведения диалога. Однако мы не ведем диалог, а находимся в процессе, целью которого является передача власти народу и обеспечение перехода к демократической системе. А это означает, что Асад не может быть частью будущей Сирии», — пояснил он.
Другие страны, представляющие лагерь противников режима Башара Асада, также не спешат садиться с ним за стол переговоров.
О необходимости провести заседание по Сирии в ходе открывшейся в понедельник трехнедельной сессии Совета по правам человека (СПЧ) ООН в Женеве заявили США, Турция и Катар.
По мнению представителей этих стран, СПЧ ООН должен привлечь к ответу виновных в гибели мирных сирийцев, под которыми они подразумевают, естественно, представителей официального Дамаска. Представитель Сирии при Совете по правам человека ООН Фейсал Хаббаз Хамуи в ответ призвал проигнорировать просьбу США, Турции и Катара. По его словам, эти страны активно поддерживают оппозицию и выступают против режима президента Асада. Позднее постпред США в СПЧ Эйлин Донахью написала в своем твиттере, что СПЧ все-таки проведет дебаты по ситуации в Сирии в среду 29 мая.
Ранее в пятницу официальный представитель МИД России Александр Лукашевич выразил обеспокоенность попытками продвинуть на сессии СПЧ «контрпродуктивную резолюцию» по Сирии. «Совершенно очевидно, что речь вновь идет о попытках помешать выполнению достигнутых в Москве российско-американских договоренностей по Сирии, поставить узкие политические интересы выше главной цели — прекращения кровопролития в Сирии и обеспечения успеха слаженных политико-дипломатических усилий международного сообщества в пользу завязывания межсирийского диалога», — заявил Лукашевич.
Также 29 мая состоится еще одна конференция по Сирии, которая пройдет в Тегеране, поддерживающим режим Асада.
Как сообщил в понедельник замглавы МИД Ирана Хосейн Амир Абдолахьян, в ней примут участие представители более 40 стран. Он выразил надежду, что «предстоящая международная конференция по Сирии в Женеве также внесет вклад в урегулирование сирийского конфликта». Напомним, что на включение Ирана в состав участников женевской конференции настаивает Россия, в то время как против выступает Франция.
Глава Института Ближнего Востока Евгений Сатановский объясняет лоббирование отмены оружейного эмбарго ЕС попыткой заинтересованных стран легализовать поток оружия в Сирию. «Сначала казалось, что Асада свергнуть легко, а сегодня выясняется, что свергнуть не удастся, значит, надо помочь тем террористическим, сепаратистским группировкам, что называется, делом. Идет постоянный поток оружия, идет с Балкан, из Восточной Европы, из Ливии, речь идет о том, чтобы легализовать этот поток», — сказал он в разговоре с «Газетой.Ru». «Главные партнеры Великобритании и Франции — это Саудовская Аравия и Катар, которые инициировали эту войну, французский МИД вообще превратился в своей ближневосточной политике в департамент внешних сношений мира и Катара», — уверен эксперт.
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко в разговоре с «Газетой.Ru» отметил, что уже поздно отменять эмбарго на поставки оружия в Сирию для поддержки оппозиции, потому что она слишком разрознена. «Какой оппозиции будет поставляться оружие? Там есть и «Братья-мусульмане» (организация запрещена в России), и «Хезболлах» (воюет на стороне Асада. — «Газета.Ru»), и либералы. Как это оружие будет распределяться? Когда оппозиция придет к власти, она будет использовать это оружие друг против друга, это будет новый виток войны», — считает он.
Александр Игнатенко пояснил «Газете.Ru», что накануне Женевской конференции каждое из «объединений центров силы» стремится «перетянуть одеяло на себя» и организовать альтернативу Женеве-2.
«Катар и Саудовская Аравия, не в чьих интересах конференция, предложенная Россией и США, пользуются всеми возможностями, чтобы гиперболизировать свою роль в международных организациях, в том числе ООН. Катар втягивает в сирийский конфликт европейские страны с помощью финансовых инструментов, так как он не способен сам вести боевые действия, он использует европейскую нужду в углеводородах, в частности газе, которым он богат», — отмечает эксперт.
Что касается иранской конференции, то Игнатенко сомневается, что на нее прибудут официальные представители 40 государств. «Речь будет идти о том, что туда приедут представители проиранских организаций, которые действуют на территории 40 стран, например «Хезболлах», которая действует на территории Ливана», — говорит он. По его словам, Иран, созывая эту конференцию, хочет продемонстрировать, что за проиранское решение сирийского кризиса выступают «народные» представители самых разных стран.