В пятницу в участке № 206 мирового суда Петербурга началось рассмотрение дела автономной некоммерческой организации «Правозащитный ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о бок», которую обвиняют в нарушении закона об «иностранных агентах». По мнению прокуратуры, петербургские ЛГБТ-активисты занимались политикой, «осуждая законотворческую деятельность органов законодательной власти субъектов РФ» (об этом «Газета.Ru» подробно писала 14 мая).
Первое в Санкт-Петербурге заседание по обвинению НКО в политической деятельности началось со скандала: на момент начала суда в зал пустили только представителя прокуратуры, адвокатам же предложили подождать за дверью. После того как защитники все-таки попали внутрь, приставы отказались пускать прессу, требуя каких-то «заявок» и «разрешений».
Журналисты в ответ возмущались и кричали приставам, что те нарушают все возможные законы, и требовали их пояснить, на каком основании процесс идет в закрытом режиме.
«Процесс не закрыт, закрыта дверь», — спокойно отвечал пристав, назвавшийся замначальника отдела службы приставов Центрального района Петербурга.
Ситуация разрешилась благодаря адвокатам, которые заявили, что требуют присутствия СМИ. В зал репортеров запускали по одному, тщательно обыскивая. Корреспондента «Газеты.Ru» попросили раскрыть зонт, показать нетбук и все отделения сумки. В итоге из-за таких долгих проверок заседание началось с опозданием на 40 минут. В зал попали всего 9 человек, большая группа поддержки ответчиков осталась снаружи.
Первым делом адвокаты организации Дмитрий Бартенев и Сергей Голубок подали ходатайство, чтобы слушания перенесли на другое время. «Просим отложить дело. В условиях отсутствия гласности рассматривать его нельзя, — заявил Бартенев. — Необходим более вместительный зал или трансляция через интернет, чтобы обеспечить публичность процесса и на него смогли попасть все желающие».
Представитель прокуратуры Верещагин высказался против.
— Это пиар-акция. Вам зал будет нужен все больше и больше, — недовольно сказал он.
— Если это пиар-акция, то устроила ее прокуратура, а не мы, — возмутились в ответ адвокаты. — Мы сюда пришли по ее желанию.
В итоге судья Олег Камальдинов отклонил ходатайство защитников, заявив, что суд не располагает другим залом, у него нет распорядительных функций по другим, а возможность трансляции в сеть отсутствует.
Адвокаты сразу же подали второе ходатайство.
— Просим суд истребовать из прокуратуры соответствующее распоряжение о создании мобильной группы и причинах проверки АНО «ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о бок», — заявил адвокат Голубок. — Чтобы понятно было всем, почему вдруг прокуратура начала проверять организацию.
— Проверка была организована прокуратурой на основании имеющихся данных о нарушениях законодательства, — заявил представитель надзорного ведомства Верещагин.
— На основании каких именно данных? — стоял на своем Голубок.
— На основании поступившей информации, — парировал прокурор.
— А откуда поступила информация? — поинтересовался он у прокурора, ответ которого не понравился и судье.
— Я не в курсе. Информация поступила в городскую прокуратуру, а я работаю в районной, — ответил Верещагин.
В итоге суд удовлетворил ходатайство адвокатов об истребовании из горпрокуртуры распоряжения о проведении проверки.
Судья принялся исследовать материалы дела. Он зачитывал документы о поступлении грантов и пожертвований в АНО от зарубежных правительств, посольств, консульств, министерств иностранных дел. Например,
в разные годы правительство Нидерландов перечислило организации 225 тысяч и 800 тысяч рублей на проведение международного кинофестиваля «Бок о бок». Генеральное консульство Норвегии — 500 тысяч, посольство Великобритании — 640 тысяч.
При этом все деньги были израсходованы целевым образом — на оплату проезда участников фестиваля, жилья, питания, лицензий на кинофильмы и т. д. «Да... движение средств есть…» — задумчиво резюмировал судья.
Кроме того, в материалах проверки прокуратуры указано, что АНО выпускала брошюры, носящие политический характер, содержание которых было направлено против изменений в КоАП, касающихся запрета пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних и создания реестра НКО — иностранных агентов.
Авторы брошюр якобы имели целью противодействовать принятию федерального закона РФ и воздействовать на принятие решений органами власти «путем формирования общественного мнения».
Необходимость регистрации в статусе иностранного агента, по мнению прокуратуры, следует из политической деятельности фестиваля. Такой деятельностью прокуроры сочли издание брошюры «Международное ЛГБТ-движение: от местной специфики к глобальной политике» и участие в кампании против городского закона о запрете пропаганды гомосексуализма.
Прокуратура установила, что АНО «осуществляло свою деятельность, выполняя функции иностранного агента», но включена в реестр иностранных агентов не была. На основании изложенного прокуратура и возбудила административное дело в отношении организации. Еще одно дело возбуждено против директора АНО Гульнары Султановой — оно будет рассматриваться в суде Приморского района.
Адвокаты вновь выступили с ходатайствами.
— В постановлении прокуратуры содержатся два обвинения по части 1 статьи 19.34 КоАП и части 2 статьи 19.34, — сказал адвокат Бартенев. — Это два разных состава, и по каждому надо выносить отдельное постановление. Это дело надо как два рассматривать по-хорошему — осуществление деятельности и публикация материалов».
— Ну а по поводу виновности хотите высказаться? — спросил судья, отказав в этом ходатайстве.
— Организация невиновна, — твердо заявил адвокат Голубок.
— С учетом позднего времени и того, чтобы рабочий день уже кончился, считаю необходимым отложить заседание, — подвел итог судья. Следующее заседание назначено на 6 июня.
«Те законы, на основании которых было возбуждено дело, не соответствуют Конституции,
— сказал после заседания «Газете.Ru» адвокат Бартенев. — Кроме того, только 9 человек смогли попасть в зал, а пленум Верховного суда в прошлом году обратил внимание, что судам необходимо создавать такие условия, чтобы общественность могла наблюдать за процессом».
«Сегодняшнее заседание показало, что у стороны обвинения нет аргументов, очень слабая позиция, до сих пор они не представили оснований из-за которых проводили у нас проверку, — сказала «Газете.Ru» директор АНО Султанова. — Издание брошюры — это не политическое действие, оно не может им быть. В наших брошюрах просто представлена информация, посвященная определенным процессам в российском обществе».
По словам Султановой, кампания «Вместе остановим гомофобный закон» проводилась организацией в 2011 году против гомофобного закона в Петербурге и никак не связана с федеральным законом о «пропаганде». Кроме того, на тот момент федеральный закон не действовал.
«Наша деятельность носит общественно-полезный характер, мы работаем для российских граждан», — говорит Султанова.
ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о бок» намерен оспаривать «ярлык» «иностранный агент» во всех судебных инстанциях, вплоть до Европейского суда по правам человека в Страсбурге.
Международный ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о бок» был впервые проведен в Санкт-Петербурге в 2008 году. Своей целью организаторы фестиваля ставят борьбу с мифами и стереотипами, которые препятствуют развитию ЛГБТ-сообщества в России.
В конце 2012 года был принят новый закон, регулирующий деятельность некоммерческих организаций. Согласно ему, НКО, финансируемые из-за рубежа и занимающиеся на территории России политической деятельностью, должны регистрироваться в качестве иностранных агентов. Первой НКО, которая была привлечена к ответственности по новому закону, стала ассоциация наблюдателей на выборах «Голос». За нарушение законодательства суд оштрафовал организацию на 300 тысяч рублей. 8 мая на это решение была подана апелляционная жалоба.
Питерским организациям «Бок о бок» и «Мемориал» вменяется отказ регистрироваться в качестве иностранных агентов. По словам директора ЛГБТ-кинофестиваля «Бок о бок» Гульнары Султановой, производство возбуждено по статье 19.34 КоАП — «Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента».
Прокурорская проверка организации стартовала еще 21 марта, когда в офис организации нагрянули силовики. После предоставления документов 23 апреля в офисе появился сотрудник надзорного ведомства с новым списком — подчиненные Юрия Чайки требовали все фильмы и печатные материалы.
Спустя неделю, 30 апреля, организация получила повестку. В представлении за подписью прокурора Центрального района Санкт-Петербурга Д. Г. Бурдова кинофестивалю вменяются два нарушения — издание брошюры «Международное ЛГБТ-движение: от местной специфики к глобальной политике», а также участие в кампании «Вместе остановим гомофобный закон».
Готовятся к суду и в АДЦ «Мемориал». Правозащитники получили постановление 30 апреля. Они, так же как и «Бок о бок», являясь, по мнению надзорного ведомства, иностранным агентом, не зарегистрировались в соответствующем реестре.
Доказательством ведения ими политической деятельности служит отчет «Цыгане, мигранты, активисты: жертвы полицейского произвола», направленный в Комитет ООН против пыток. Важная деталь: материалы направлены в ООН до вступления в силу т. н. закона об НКО — «иностранных агентах». На пороге «Мемориала» силовики в первый раз появились 26 марта. Общественники предоставили им 3000 страниц своей документации. Визитеров крайне раздосадовал отчет правозащитников, рассказывающих европейцам о коррумпированных российских полицейских.