Третий президентский срок Владимира Путина (с 7 мая 2012 года) международная правозащитная организация Amnesty International описывает как методичные попытки подавления мирных протестов. Если 2010 год в России был назван ею переломным, 2011-й запомнился беспрецедентным количеством демонстраций, то 2012-й — «репрессивными законами», ужесточающими ответственность за гражданскую активность, и местью США. К такому выводу приходят авторы ежегодного доклада Amnesty International о ситуации с правами человека в 159 странах мира, включая РФ.
«Общественный протест пошел на спад в конце 2012 года, но вместе с уровнем поддержки руководства страны», — ссылаются авторы доклада на опросы общественного мнения в России.
Как писала ранее «Газета.Ru», соцопросы зафиксировали снижение доверия к президенту Путину, правительству РФ (включая премьера Медведева) и партии власти.
Мирные массовые протесты против инаугурации Путина, «не представлявшие общественной опасности или неудобства, были разогнаны, часто с чрезмерной силой», дают свою оценку авторы доклада прошлогодним событиям 6 мая на Болотной площади. В ответ на массовые протесты власть принимала новые законы, часто без консультаций с общественностью и несмотря на широкую критику. Суровые законы ужесточили уголовную и административную ответственность за мирные акции протеста, политическую деятельность, констатирует Amnesty International, «хотя собрания проправительственных или проправославных активистов проходят регулярно и без разрешения». Тогда как сообщения о жестокости полиции по отношению к оппозиционерам или журналистам на митингах не были тщательно расследованы.
Ограничено в России не только право на свободу собраний, но и на свободу выражения мнения, приходит к выводу Amnesty International, анализируя информационную повестку на госканалах, и то, как они освещали на них «болотное дело».
«Большинство средств массовой информации остается под эффективным контролем государства... Прайм-тайм на национальном телевидении регулярно используется для обвинения тех, кто критикует правительство». Авторы напоминают, что в прошлом году ответственность за клевету была повторно ужесточена, спустя всего восемь месяцев после декриминализации соответствующей статьи 129 Уголовного кодекса России. Кроме того, поправки в УК расширили определение государственной измены и шпионажа, сделав их расплывчатыми. Также новое законодательство наделило правительство полномочиями вносить в «черный список» и блокировать веб-сайты.
Неопровержимым доказательством нарушения свободы слова докладчики считают приговор Хамовнического суда для членов группы Pussy Riot Марии Алехиной, Екатерины Самуцевич и Надежды Толоконниковой (накануне письмо российским чиновникам в поддержку Алехиной и Толоконниковой написал легендарный музыкант, экс-битл Пол Маккартни).
В прошлом году в России усилилась тенденция на дискриминацию и по признаку сексуальной ориентации.
«Дискриминационные законы в отношении ЛГБТ-сообщества были введены в нескольких регионах, и теперь рассматриваются на федеральном уровне», — отмечают авторы доклада. Они напоминают, что закон о запрете «пропаганды мужеложства, лесбиянства, бисексуализма и трансгендерности среди несовершеннолетних» вступил в силу в Санкт-Петербурге в апреле. Аналогичные законы были приняты в Башкирии, Краснодаре, Магадане, Новосибирской и Самарской областях, на Чукотке. Мероприятия ЛГБТ-сообщества запрещены, их участники разгоняются полицией.
Продолжаются нападения на гомосексуалов, констатирует Amnesty International. 4 августа четверо мужчин ворвались в ЛГБТ-клуб в Тюмени и напали на нескольких человек. Полиция задержала нападавших. Когда жертвы пришли в полицейский участок, чтобы подать жалобу, их оставили в одной комнате с преступниками, которые продолжали им угрожать. Позже подозреваемые были освобождены без предъявления обвинений.
Продолжается преследование защитников прав человека, теперь с ними борются на новом уровне, говорится в докладе.
Атаки на журналистов и правозащитников продолжаются, расследование многих прошлых атак, в том числе убийства в 2009 году Натальи Эстемировой (журналист, сотрудница представительства Правозащитного центра «Мемориал» в Грозном), ни к чему не привели. Прошлый год запомнился попытками государственных лиц очернить репутацию отдельных правозащитников и конкретных НКО, а также работу НКО в области прав человек в целом. Законом об «иностранных агентах» были установлены барьеры для иностранного финансирования гражданской активности.
Кроме того, «Российская Федерация ответила воинственно на международную критику ситуации с правами человека. Российские власти отомстили ответными санкциями, запретив усыновление русских детей гражданами США (закон имени Димы Яколева. — «Газета.Ru») и запретив русским НКО получать финансирование из США».