В один день в Государственной думе побывали сразу два высокопоставленных чиновника, курирующих в правительстве «оборонку». Сперва на закрытом правительственном часе перед депутатами выступил министр обороны Сергей Шойгу, а потом на закрытом заседании фракции «Единая Россия» с парламентариями поговорил вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за ОПК.
Как рассказали «Газете.Ru» сразу несколько депутатов от разных фракций, Шойгу произвел фурор, ему даже удалось несколько раз сорвать аплодисменты.
При этом министр не рассказал ничего принципиально нового. Говоря о стратегии ведомства, Шойгу повторил, что задача Минобороны — избавиться от несвойственных ему функций, в частности ценообразования на оружие и технику в рамках гособоронзаказа (сроки которого опять срываются. — «Газета.Ru»). Последний раз Шойгу просил об этом еще 20 марта, выступая на военно-промышленной конференции. Предшественник Шойгу Анатолий Сердюков, наоборот, настаивал на полном контроле министерства над этим вопросом, что приводило к многочисленным спорам Минобороны с предприятиями ОПК по поводу стоимости и качества поставляемой ими продукции. Все это чуть было не привело к срыву гособоронзаказа 2011 и 2012 годов. Впрочем, ценовые войны между госзаказчиками и исполнителями гособоронзаказа никуда не исчезли с того времени.
В среду Шойгу сразу объявил депутатам, что не станет публично критиковать своего предшественника и будет избегать в своем докладе слов «восстановить» и «реформировать».
Однако суть его доклада была как раз для Сердюкова очень критической, иронично замечает собеседник «Газеты.Ru» из фракции «Единая Россия»: Шойгу много говорил о коррупции в Минобороны (дело «Оборонсервиса») и о том, что средства, инвестированные в модернизацию и перевооружение армии, были использованы неэффективно, а оборонные заводы производили некачественную технику.
Анатолий Локоть из КПРФ сообщил думским журналистам, что депутаты поддержали стратегию Минобороны, «особенно в части, где совершенно четко было рассказано о восстановлении института заказчика, военной приемки, промышленности — именно развал этой системы привел к утере технологий, падению качества и надежности образцов».
«Шойгу дал честную оценку нынешнему состоянию оборонной промышленности, перечислил все проблемы, что вот тут разваливается все, тут все плохо, тут все ветшает. Но потом перечислил по каждой проблеме способ, каким он будет ее решать, это было очень конструктивно», — сказал «Газете.Ru» представитель одной из оппозиционных фракций.
Отдельно Шойгу рассказал об оснащении вооруженных сил современной техникой и возможном восстановлении подготовки военных специалистов при гражданских вузах.
Министр также сообщил о нескольких вариантах прохождения службы, которые сейчас обсуждаются, а именно: о «научных ротах», о службе студентов в рассрочку (то есть три раза по три месяца в год) и о направлении служащих альтернативной гражданской службы непосредственно в армию и на флот (где они бы выполняли невоенные обязанности). Обо всем этом «Газета.Ru» подробно писала 21 февраля, 26 февраля, 12 марта .
В среду Шойгу попросил депутатов законодательно поддержать ряд из этих инициатив.
Честность Шойгу в его оценке ситуации в Минобороны произвела на депутатов сильное впечатление: его выступлению аплодировали все четыре думские фракции. Парламентарии были настроены понимающе к министру, которому, по их словам, досталось «тяжелое наследие Сердюкова». Впрочем, депутат Александр Хинштейн заметил в разговоре с «Газетой.Ru», что, на его взгляд, министру задавали мало острых вопросов. С журналистами же Шойгу общаться не стал и быстро уехал.
Дмитрий Рогозин общался с единороссами в Думе больше часа и также за закрытыми дверями, однако он позже ответил на несколько вопросов журналистов.
Отвечая на вопрос «Газеты.Ru», какое ведомство может курировать ценообразование в рамках гособоронзаказа (Шойгу в марте говорил, например, о министерстве экономики и министерстве промышленности и торговли), Рогозин отметил, что Минобороны пока не удастся полностью избавится от этих функций.
«Безусловно, мы учитываем позицию Минобороны относительно того, что оно не имеет инструмента расчета начальной цены на продукцию военного назначения», — сказал Рогозин, добавив, что новые предложения, которые в настоящее время рассматриваются, имеют более сложную архитектуру определения цены, где каждый орган федеральной исполнительной власти имеет свою компетенцию и что определенную роль в этом явно будет играть Федеральная служба по тарифам, которая должна будет не только участвовать в ценообразовании, но и определять, правильным ли образом оно осуществляется. «Но это вовсе не означает, что министерство обороны полностью дистанцируется от функции ценообразования, потому что, согласно закону, госзаказчик несет полную ответственность за ценообразование», — сказал он.
Далее Рогозин рассказал журналистам, что Владимир Путин назначил его (накануне в Сочи) ответственным за все судостроение и что военное судостроение нельзя отделить от гражданского. Рогозин обещал назначить на каждый корабль специального «капитана по ремонту», который будет ходить с судном в рейсы, чтобы следить за его состоянием, а потом отвечать за его ремонт. Такой подход позволит сократить время на диагностику неисправностей корабля, отметил вице-премьер.
Во вторник в ходе совещания в Сочи Путин потребовал от Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) доложить о причинах сбоев в реализации проектов по военному судостроению. «По-прежнему сохраняются проблемы со сроками и качеством выполнения заказов, включая оборонные, в том числе неоправданно затягивается строительство и передача ВМФ РФ целого ряда атомных подводных лодок и надводных кораблей», — заявил Путин.
Глава Минпромторга Денис Мантуров, которого президент также назначил ответственным за нормализацию ситуации в судостроении, сообщил во вторник, что в настоящее время ОСК просрочила исполнение порядка 30% от общего объема заказов Минобороны.
В пятницу Рогозин проведет встречу с представителями всех судостроительных корпораций, на которой будет выработан план по выведению отрасли из кризиса.
— Будем работать с судостроительными компаниями напрямую, никаких живопырок лишних создавать не станем, — пообещал Рогозин.
Проблемы с выполнением Рособоронзаказа Рогозин объяснил человеческим фактором: «Люди думали, что выполнение плана по перевооружению к 2020 году — это легкая прогулка. Это не так, и так не будет».
Что касается гособоронзаказа в целом, то, как сообщал в конце апреля директор Департамента вооружения Минобороны Анатолий Гуляев, Минобороны не успело заключить все контракты с предприятиями в рамках ГОЗ на 2013 год — только 72% от планируемого объема заказов.