Депутат Санкт-Петербургского законодательного собрания от «Яблока» Борис Вишневский в пятницу направил заявление в Главное следственное управление Следственного комитета по городу Москве. В тексте обращения Вишневский сообщил, что усматривает признаки экстремизма в материале, который на днях был опубликован на сайте «Комсомольской правды».
Автор колонки, обозреватель издания Ульяна Скойбеда, резко раскритиковала блог политика Леонида Гозмана, в котором тот сравнил советскую контрразведку СМЕРШ с охранными отрядами СС в нацистской Германии. Комментируя запись Гозмана,
Скойбеда выразила сожаление, что нацисты «не из всех предков либералов сделали абажуры».
«Полагаю, что данная публикация оправдывает и даже одобряет («порою жалеешь» – Б.В.) преступления, совершенные в нацистской Германии и на оккупированных ею территориях, в том числе по мотивам национальной вражды и ненависти, а именно массовое уничтожение лиц еврейской национальности (именно из их кожи фашисты в лагерях смерти Майданек и Бухенвальд изготавливали различные «изделия», в том числе абажуры) подпадает под определение экстремистского материала», — говорится в заявлении депутата Вишневского.
В разговоре с «Газетой.Ru» Вишневский рассказал, что уже не в первый раз замечает нотки антисемитизма в публикациях Скойбеды. Фамилию обозревателя «Комсомолки» Вишневский запомнил уже давно, после того как она высказывалась в своем материале против писательницы Дины Рубиной.
«Скойбеда в «Комсомолке» тогда написала:
«Как смеет эта Рубина, живущая именно в Израиле, учить нас русскому языку?»
Я еще после той публикации обратил внимание на эту персону, потому что публикация была довольно мерзкая. Никаких действий тогда я предпринимать не стал: в конце концов, она не первая и не последняя антисемитка у нас в стране. Но вот это вывело меня уже из себя. Такие вещи спускать нельзя», — объяснил депутат.
Заявление в Следственный комитет Вишневский решил написать лишь после того, как ознакомился с позицией главреда «Комсомолки» Владимира Сунгоркина. Его реакция показалась депутату слишком мягкой. «Мне стало понятно, что ничего делать он не будет. Он намерен ласково эту даму пожурить, пальчиком погрозить ей и сказать, чтобы она была аккуратнее в словах. Ну пусть теперь правоохранительные органы выяснят, можно ли у нас безнаказанно размещать подобные антисемитские, фашистские публикации, пусть даже быстро удаляя их с сайта», — объяснил депутат, подчеркнув, что Скойбеда, по его мнению, должна получить пожизненную дисквалификацию как журналист и теперь не может публиковаться «нигде, кроме фашистских изданий».
Запись же в блоге Леонида Гозмана, послужившую причиной конфликта, Вишневский охарактеризовал как проявление полемики и публицистики.
В конце концов, мнения о том, что у СМЕРШа и СС было много общего, придерживались русские классики Александр Солженицын и Василий Гроссман, напомнил он. Вишневский также выразил удивление тем, что депутаты Госдумы на днях опубликовали заявление, осуждающее запись в блоге Гозмана, но никак не отреагировали на антисемитскую колонку в «Комсомольской правде». В том, что реакция на материал Скойбеды еще может появиться, депутат питерского заксобрания сомневается.
«Я думаю, последует очередной пассаж о недопустимости фальсификации истории, что «не позволим бросить тень на нашу победу». Моему покойному деду, моим родителям, которые, слава богу, еще живы, в страшном сне бы не приснилось, что у нас будет свой вариант фашизма. Но это, к сожалению, есть, и это поощряется государством, — сказал Вишневский «Газете.Ru». — Им фашисты социально близкие: у них с властями общий объект ненависти — либералы, Запад, евреи, сексуальные меньшинства и т. д. В этом плане они с властью совпадают. Они союзники. Я хочу напомнить, что те же самые объекты для ненависти были при Гитлере в Германии. Очень хорошо известно, чем это закончилось. Мне бы не хотелось, чтобы в моей стране этим же закончилось».
Главред «Комсомолки» Владимир Сунгоркин сказал «Газете.Ru», что письма от Вишневского пока не получал и знает о нем только из публикации «Газеты.Ru». «Он писал, что письмо мне придет, но пока у меня почты от него нету. Придет – будем реагировать», — сказал Сунгоркин.
Главред КП заявил, что не рассматривал вариант увольнения Скойбеды.
«У нас было заседание редколлегии. Мы дружно отнеслись к этому как к безобразию полному. Скойбеде вынес самый строгий выговор. Я с ней общался, она написала объяснительную. У меня даже мысли не было, что она не должна быть сотрудником газеты», — сказал Сунгоркин.
Он уверен, что журналистка «Комсомолки» стала «жертвой установившегося хамского стиля дискуссии в интернете».
«Ну угар полемики… Сейчас же у нас все за словом в карман не лезут, все готовы самые сильные слова применять, чтобы оппонента повергнуть.
В интернете почему-то принято говорить о политике, о людях, друг о друге, об истории, о чем угодно в самых хамских формах. Она пала жертвой этого установившегося хамского стиля дискуссии в интернете. Почему мы должны все сводить к Скойбеде? Скойбеда – это проявление общего хамского стиля дискуссии в интернете», — убежден главред «Комсомолки».
Сунгоркин добавил, что хотел бы, чтобы в сложившейся ситуации наказание понес и Леонид Гозман. «Я очень заинтересован в том, чтобы какое-то наказание понес член правления госкорпорации «Роснано» Гозман. Он же, по сути, государственный чиновник. Почему все накинулись на Скойбеду, которая в угаре полемики, защищая память тысяч военнослужащих, тысяч участников Великой Отечественной войны, тысяч героев, которые боролись со шпионами, — почему она в итоге во всем виновата? Да, допустила совершенное непотребство. Она переживает, кстати, по этому поводу. А Гозман у нас — герой общественного мнения», — заявил главред КП.