Сирийский кризис был основной темой переговоров генсека ООН Пан Ги Муна с главой российского МИДа Сергеем Лавровым в Сочи 17 мая. В частности, обсуждалась запланированная на июнь международная конференция по урегулированию сирийского конфликта. Лавров попросил Пан Ги Муна провести конференцию под эгидой ООН. «Генеральный секретарь (ООН) подтвердил сегодня нам свою поддержку этого начинания (инициативы России и США по проведению мирной конференции по Сирии)… Сейчас очень важно решать организационные вопросы», — сказал дипломат.
Глава МИД России и генсек ООН в результате сошлись на том, что ее надо проводить в кратчайшие сроки; точная дата конференции еще не определена.
По словам Лаврова, самым главным вопросом на данный момент является определение сторонами сирийского конфликта своих представителей на этой конференции.
Москва настаивает на участии в ней представителей не только тех стран, которые были на Женевской конференции в прошлом году, но и делегатов из Ирана, Саудовской Аравии и соседних с Сирией стран.
При этом Россия и ООН договорились, что не хотят вмешательства в сирийский конфликт сил извне.
Как писала сегодня «Газета.Ru», президент США Барак Обама и западные СМИ в преддверии конференции повышают градус сирийского конфликта. Обама накануне на встрече с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом заявил, что видел доказательства использования химического оружия в Сирии. А такие СМИ, как The Wall Street Journal и The New York Times, сообщают об активной военной помощи России режиму Башара Асада.
Лавров прокомментировал в пятницу эти публикации, заявив, что не понимает, почему мировые СМИ делают сенсацию из поставок российских вооружений в Сирию.
«Мы не скрывали, что поставляем в Сирию оружие по подписанным контрактам, не нарушая никаких международных договоров и не нарушая своего законодательства,
которое в отношении экспортного контроля является одним из самых строгих в мире», — сказал он. Дипломат подчеркнул, что Россия поставляет Сирии «прежде всего оборонительные вооружения и системы противовоздушной обороны». «Какого-либо нарушения баланса сил в этом регионе, каких-либо преимуществ в борьбе с оппозицией это не создает», — заключил министр.
По поводу возможного применения химического оружия в Сирии Пан Ги Мун заявил, что специалисты ООН будут готовы выехать в страну в течение одного-двух дней, и рассчитывает, что сирийское правительство предоставит им возможность посетить место событий и провести расследование.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что участникам мирной конференции не удастся предложить новых сценариев, которые смогут привести к разрешению конфликта.
Глава Института Ближнего Востока Евгений Сатановский считает, что конференция по Сирии не способна оказать какое-либо влияние на окончание гражданской войны в стране. По его словам, госдеп США и МИД России сейчас занимаются исключительно оправданием собственного существования. «Когда стороны не способны осуществлять активность, имеющую отношение к делу, они должны проводить активность, не имеющую отношения к делу», — прокомментировал эксперт их инициативы по подготовке конференции.
По итогам встречи ее участники могут вернуться к идее о формировании переходного правительства в Сирии, полагает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Это предусматривали еще Женевские договоренности июня прошлого года, согласно которым в такое временное правительство должны были войти как представители власти, так и оппозиции. Это правительство, в свою очередь, должно было провести парламентские и президентские выборы. Однако за прошедшее время ситуация с урегулированием сирийского конфликта зашла в тупик, а план так и не заработал, что признал даже его активный сторонник — спецпредставитель ООН по Сирии Лахдар Брахими.
«Предложено будет примерно то же самое, что и в Женевском соглашении, но сейчас ситуация другая, чем год назад, потому что тогда у многих был расчет завершить конфликт военным путем; сейчас больше понимания, что это может продолжаться очень долго», — говорит Лукьянов.
Военное вторжение США в Сирию маловероятно, считает Сатановский. «Удар США по военно-воздушным силам Асада не будет нанесен, пока у Асада есть хорошая система ПВО, потому что будут большие жертвы.
После того как они нас обманули в Ливии, в Совбезе ООН никто никакой резолюции, одобряющей войну, не сможет провести. Кроме того, этот удар может привести только к свержению Асада, но он не имеет никакого отношения к окончанию гражданской войны — будет большая резня», — пояснил он.
При этом Сатановский допускает, что велик шанс того, что все разговоры закончатся, едва начавшись, так как будет выяснена несовместимость позиций. По его словам, расхождение позиций США и России только в одном – уходит ли сначала Асад и потом формируется переходная модель, на чем настаивают американцы (и оппозиция), или наоборот (во многом именно поэтому положения Женевского коммюнике июня 2012 года так и не были претворены в жизнь. — «Газета.Ru»).
Кроме того, исход переговоров будет зависеть от того, кто будет представлять разношерстную оппозицию. «Добиться того, чтобы присутствовали все группировки, а их очень много и они разношерстные, почти невозможно», — говорит Лукьянов.
«В случае провала конференции увеличится помощь воюющим субъектам (извне), чтобы они самостоятельно могли решить вопрос», — прогнозирует эксперт.
«Необходимо, что собрались все те, кто тем или иным образом сопричастен сирийскому конфликту — либо в силу того, что он выплескивается на них, например Ливан, а также те государства, которые инициировали этот конфликт, это Катар, а также те государства, которые тем или иным образом принимают в нем участие – Турция, Ирак. Нельзя забывать и те государства, которые, по сути, воюют между собой на сирийской площадке — это Саудовская Аравия и Иран», — считает президент Института религии и политики Александр Игнатенко.
«Понятно, что все стороны будут тянуть одеяло на себя, но есть вещи, которые необходимо решить. На территории Сирии
действуют террористические группировки, состоящие не из сирийцев, а из добровольцев-моджахедов из разных стран плюс из исламистов из европейских стран. Первым делом нужно остановить их деятельность,
так как они не имеют отношения к интересам сирийского народа», — продолжает эксперт. По его словам, тот факт, что США накануне внесли в список террористов главу сирийского оппозиционного «Фронта аль-Нусра» Мухаммада аль-Джавлани, чья организация считается подразделением «Аль-Каиды» (организация запрещена в России), — это намек на то, какую позицию они будут занимать на конференции. «США готовы добиваться введения миротворческих сил, которые будут ориентированы не на свержение Асада, а на то, чтобы изгнать с территории Сирии агрессоров», — полагает Игнатенко.